ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственная программа доступная среда - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А53-27826/19 от 28.12.2020 Верховного Суда РФ
(в редакции, действовавшей на момент проверки), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды », Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий
Определение № А12-23635/18 от 22.11.2019 Верховного Суда РФ
коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как усматривается из материалов дела и судебных актов, в 2016 году Волгоградской области предоставлялась субсидия из федерального бюджета, в числе прочего, на осуществление расходных полномочий, предусмотренных государственной программой области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 № 805-п. Между Администрацией Волгоградской области и Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации заключено соглашение от 30.06.2016 № 16-С-13-ГП-46 о предоставлении субсидии (далее – соглашение о предоставлении субсидии). УФК по Волгоградской области на основании приказа от 25.01.2018 № 53-ОД (в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960) провело
Определение № 18АП-16535/18 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ
заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как следует из судебных актов, оспариваемое представление вынесено по результатам проведения казначейством внеплановой камеральной проверки министерства по вопросу соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 198, 200 Кодекса, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Доступная среда » на 2011 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 № 464, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (Приложение № 7 к
Определение № 02АП-2637/19 от 25.02.2020 Верховного Суда РФ
плоскостного сооружения. Приобретенное покрытие смонтировано на оборудованных баскетбольной и волейбольной площадках. Казначейство расценило, что данные мероприятия не являются адаптационными и не соответствуют целям предоставления субсидии. Выявленное нарушение явилось предметом предписания от 21.09.2018 № 40-24-10/10, которым учреждению указано возвратить в областной бюджет сумму субсидии и которое обжалуется по настоящему делу. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями государственной программы Российской Федерации «Доступная среда » на 2011-2020 годы, Примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575, нормативными правовыми актами Кировской области, суды нашли, что оборудование баскетбольной и волейбольной площадок резиновым покрытием не может рассматриваться как специальное мероприятие, направленное на приспособление данных сооружений к нуждам лиц с ограниченными возможностями. Синтетическое
Определение № 310-ЭС22-2726 от 01.04.2022 Верховного Суда РФ
Не согласившись с пунктом 1 представления, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710), статьями 12, 36-38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», подпунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ПНСТ247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические
Постановление № 03АП-4739/15 от 14.09.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
недействительным пункта 1 представления от 11.03.2015 № 12. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 июля 2015 года заявление управления удовлетворено. Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что оплата за счет средств субсидии, полученной в целях реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 №175 (далее – государственная программа «Доступная среда »), работ по ремонту электроосвещения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Чарковская средняя общеобразовательная школа-интернат» (далее – Чарковская школа-интернат) является нецелевым использованием бюджетных средств, так как общие расходы по ремонту электроосвещения помещений не включены в перечень мероприятий названной государственной программы, не связаны с созданием условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. В судебном заседании представитель службы поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнив, что в соответствии с государственной программой «Доступная среда» мероприятия по приведению состояния зданий и сооружений
Решение № А74-4818/15 от 22.10.2015 АС Республики Хакасия
Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы за счет средств федерального бюджета», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297, финансирование основного мероприятия 1.13 «разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды, включая строительные нормы и правила» на 2012 – 2015 годы за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Поскольку на момент принятия бюджетных обязательств, связанных с ремонтом школы, государственная программа «Доступная среда » не предусматривала расходование средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, на осуществленные школой мероприятия, управление по результатам проверки сделало правильный вывод о неправомерной оплате за счет средств субсидии из федерального бюджета работ на сумму 32 804 руб. 11 коп. (пункт 1 оспариваемого предписания). Выводы суда по настоящему делу согласуются с позицией,изложенной в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу № А74-2508/2015. Ссылка школы на соглашение от 18.11.2013 № 115 (т.
Решение № А74-2508/15 от 01.07.2015 АС Республики Хакасия
для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и образовательные учреждения, является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 (далее – государственная программа «Доступная среда »). В главе V раздела 2 государственной программы «Доступная среда» (в редакции, действовавшей до 26.11.2012) определено, что Федеральными органами исполнительной власти (в том числе ответственным исполнителем Программы и соисполнителями Программы) в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных
Решение № А19-20046/17 от 14.02.2018 АС Иркутской области
условий предоставления кредитов и займов обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №297 утверждена государственная программа «Доступная среда » на 2011-2015гг. Ответственным исполнителем программы определено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 437-пп, утверждена государственная программа Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2020 годы», которая включала 8 подпрограмм, одной из которых является подпрограмма 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения». Ответственным исполнителем подпрограммы определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Участником подпрограммы 8 «Доступная среда для
Решение № 2-525/16 от 21.07.2016 Кусинского районного суда (Челябинская область)
и международным договорам Российской Федерации. В силу статьи 15 Федерального закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 297 государственная программа «Доступная среда » на 2011-2015 годы (действовавшая до 1 января 2016 года) и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, предусматривают реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Решение № 07-1430/2015 от 14.01.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
а субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года. Результаты проверки изложены в акте Росфиннадзора от 02 апреля 2015 года. Проверкой установлено следующее. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №297 утверждена государственная программа «Доступная среда » на 2011-2015 годы. Подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы «Доступная среда» содержит перечень основных мероприятий (приложение №3 государственной программы «Доступная среда»). Пункт 16 перечня основных мероприятий государственной программы «Доступная среда» содержит мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образование детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в