ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственный экологический надзор - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 07АП-12972/18 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
903, Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.08.2011 № 709, КоАП РФ, арбитражные суды пришли к выводу, что в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности общества организуется и осуществляется федеральный государственный экологический надзор , а не региональный экологический надзор. Данный вывод стал основанием для принятия оспариваемых судебных актов с указанием на отсутствие у административного органа полномочий для вынесения оспариваемого представления. Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию административного органа с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, применительно к установленным обстоятельствам дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном
Постановление № 310-АД16-11672 от 20.09.2016 Верховного Суда РФ
воздействие на окружающую среду, подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а не региональному, дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. Суды указали, что спорные объекты не относятся к категории опасных производственных объектов в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116?ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и не входят в перечень объектов, утвержденный приказом Минприроды России от 13.07.2011 № 621, в отношении которых на территории Калужской области осуществляется федеральный государственный экологический надзор . Оснований не согласиться с выводами судов в данной части не имеется. Доводы общества о том, что проведение спорной проверки назначено распоряжением административного органа в отсутствие надлежащих полномочий и оснований, при заявленном предмете спора, не могут быть приняты во внимание. Судами проверена процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Административный штраф назначен обществу оспариваемым постановлением в минимальном размере санкции нормы статьи 8.41 КоАП РФ с учетом
Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Из пункта 2 названного Порядка следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор , по месту осуществления деятельности. В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное
Определение № А57-17355/2021 от 02.06.2022 Верховного Суда РФ
на момент ввода объекта в эксплуатацию), Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, принимая во внимание, что спорный объект введен в эксплуатацию соответствующим разрешением и эксплуатируется обществом; предписание не содержит четкой формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, с учетом того, что заключение должно быть получено до момента и исключительно в целях ввода объекта в эксплуатацию, на момент ввода объекта в эксплуатацию государственный экологический надзор в отношении объекта осуществлялся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора (Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора), признал оспариваемый пункт предписания не соответствующим нормам действующего законодательства. Суд также указал, что распоряжением Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 02.06.2020 утверждено заключение № ПР-301-270-о «О соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов». Объект на основании представленных обществом документов
Постановление № 33-АД21-1 от 13.05.2021 Верховного Суда РФ
осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В силу части 2 статьи 65 указанного выше Федерального закона государственный экологический надзор включает в себя в числе прочего государственный надзор в области обращения с отходами. В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса. Согласно частям 1, 5 статьи
Постановление № 17АП-1043/2024-АК от 20.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1). Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (часть 2). Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4).
Постановление № А32-44721/2016 от 18.07.2018 АС Северо-Кавказского округа
к перечню лиц, подлежащих региональному экологическому контролю. Общество имеет действующий проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласованный с Роспотребнадзором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. При проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со статьей 65 Закона об окружающей среде государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №
Постановление № 13АП-14955/18 от 30.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
недействительным приказа Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора от 13.11.2017 № 5/ВВ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Союз-ТТМ». Решением суда от 25.05.2018 заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан недействительным как изданный с нарушением компетенции административного органа. В апелляционной жалобе Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора просит отменить решение суда от 25.05.2018 и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции об издании приказа с превышением полномочий является ошибочным, противоречащим нормативным правовым актам, регламентирующим государственный экологический надзор . Согласно отзыву ООО «Союз-ТТМ» считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции. Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Постановление № 16-5743/2021 от 23.09.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно положений статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический надзор , в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 8.14 данного Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (в редакции ФЗ № 48 от 9 марта 2021 года) государственный экологический надзор включает в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными
Постановление № П4А-1070/18 от 13.09.2018 Московского областного суда (Московская область)
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса. Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным
Решение № 21-1467/20 от 21.07.2020 Московского областного суда (Московская область)
соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор , рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.13 данного кодекса. Частью 1 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными
Решение № 72-678/19 от 25.06.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)
По факту выявленного нарушения и.о. прокурора г. Первоуральска 05 декабря 2018 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, отвечающее требованиям ст. 28.4 КоАП РФ. Доводы жалобы о вынесении постановления о назначении административного наказания неуполномоченным на то лицом не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной
Решение № 12-415/2021 от 11.08.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды. В силу статьи 33 Федерального закона № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции на дату рассмотрения дела) определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным