ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гранты начинающим предпринимателям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (разработан Минэкономразвития РФ)
- 38%, бытовые услуги населению - 15%, добыча полезных ископаемых - 11%, оптовая и розничная торговля - 10%, строительство - 5 процентов. Распределение созданных рабочих мест в 35 моногородах по видам экономической деятельности, % <*> -------------------------------- <*> По данным субъектов Российской Федерации. Рисунок (не приводится) Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям . Из 2146 грантов 229 грантов (10,7%) предоставлено лицам, ранее получившим грант по программе Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных. 878 грантов (41%) предоставлено лицам младше 35 лет. Практически поровну грантов выделено мужчинам (55%) и женщинам (45 процентов). По состоянию на 1 января 2010 г. количество безработных в 35 моногородах составляло 90572 человек, на 1 января 2011 г. количество безработных сократилось до 53888 человек (по данным субъектов федерации), то есть снизилось почти на
"Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
от 22.06.2008 N 159-ФЗ; предоставление муниципального имущества и земельных участков во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на долгосрочной основе, в соответствии с утвержденным перечнем; предоставление организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидий на обеспечение деятельности и содействие устойчивому развитию организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях предоставления услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса; предоставление субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на создание собственного дела; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства следующих видов финансовой поддержки: содействие развитию лизинга оборудования, субсидирование части процентной ставки по кредитам, субсидирование затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, предоставление субсидий на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, предоставление поручительств по финансовым обязательствам, микрофинансирование; реализация мероприятий в рамках "послегрантового" сопровождения деятельности
Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 (ред. от 16.05.2013) "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
менее 24 часов 8. Управление бизнесом; Тренерско-преподавательским составом при реализации образовательных программ должны быть специалисты в области создания и развития бизнеса: бизнес-тренеры, бизнес-консультанты, предприниматели, имеющие успешный опыт обучения молодых людей по обозначенной тематике в рамках программ и мероприятий всероссийского уровня. В рамках образовательных программ по согласованию с Федеральным агентством по делам молодежи могут проводиться специальные образовательные блоки (дистанционное обучение, обучающие программы с применением Интернет-сервисов) Сопровождение начинающих молодых предпринимателей Проведение конкурсов бизнес-проектов ( гранты, субсидии начинающим молодым предпринимателям - победителям и призерам конкурсов). Оказание консультационных услуг молодым предпринимателям. Организация и проведение стажировок участников программы на предприятиях субъекта Российской Федерации для получения прикладных навыков в сфере предпринимательства. Гранты и субсидии - не более 20%; Консультационные услуги - не более Не более 10%; Организация стажировок - не более 10%. Гранты и субсидии - по завершении этапа "Проведение образовательных программ" Оказание консультационных услуг - в течение всего периода реализации Итоговое мероприятие программы Итоговое
Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 N 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
3. Современные проблемы инновационного менеджмента. 4. Международный маркетинг. 5. Интернет-маркетинг и электронная коммерция. 6. Вывод на рынок нового продукта/услуги. Создание сборника созданных СМСП участниками программы. Количество участников - не менее 50 Сборник должен содержать: фото предпринимателя, дату рождения предпринимателя, название компании, организационно-правовую форму, год основания компании, описание деятельности компании, количество созданных рабочих мест, контактную информацию, логотип и сайт компании (при наличии). Не более 1% Сопровождение начинающих молодых предпринимателей Проведение конкурсов бизнес-проектов ( гранты, субсидии начинающим молодым предпринимателям - победителям и призерам конкурсов). Оказание консультационных услуг молодым предпринимателям: - по вопросам налогообложения; - бухгалтерского учета; - кредитования; Гранты и субсидии - не более 20% Гранты и субсидии - по завершении этапа "Проведение образовательных программ" - бизнес-планирования; - правовой защиты; - информационных технологий; - кадровой работы; - проведения информационных мероприятий; - составлению типовых документов, используемых в процессе предпринимательской деятельности; - проведению образовательных семинаров, конференций, тренингов для молодых предпринимателей; - проведение мероприятий
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 N 223 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
и транспортной инфраструктуры (дороги); - подведение к границе технопарка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод, линий связи); - подготовка площадок для размещения резидентов и инфраструктуры технопарка, в том числе проведение коммуникаций, строительство (реконструкция) офисных и производственных площадей; - оснащение офисным, лабораторным, технологическим и производственным оборудованием коллективного использования и (или) использования субъектами малого и среднего предпринимательства. 5.9. Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. 5.9.1. Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии, предоставляются субъектом Российской Федерации при условии принятия обязательства о предоставлении таких грантов в соответствии с нижеприведенными условиями: - гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее
Определение № А51-28007/15 от 04.10.2017 Верховного Суда РФ
указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как установлено судами, на основании соглашения от 14.12.2012 № 5, заключенного по результатам конкурса по отбору начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств между ИП ФИО1 и департаментом, предпринимателю предоставлен грант на создание и развитие начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на его бытовое обустройство на территории Приморского края. 17.03.2014, 07.07.2014 и 21.08.2015 департаментом в адрес ИП ФИО1 направлены требования о возврате гранта в полном объеме в связи с несоответствием затраченных сумм платежным документам, прилагаемым к отчету. В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований департамент обратился с иском в арбитражный суд. Удовлетворяя в части заявленные требования, суды руководствовались статьями 28, 34, 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
Определение № А20-5260/19 от 24.12.2020 Верховного Суда РФ
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2020 по делу № А20-5260/2019 по иску Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее – министерство) к предпринимателю о расторжении соглашения от 27.12.2013 № 95 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании 500 000 рублей предоставленного гранта, установил: решением суда первой инстанции от 24.12.2019, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2019 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2020, исковое заявление удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в
Определение № А57-18067/20 от 17.08.2021 Верховного Суда РФ
хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство в размере 1 5000 000 руб. Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств в области сельского хозяйства, в результате документарной проверки отчетности по итогам 2018-2019 годов выявлено, что предприниматель не обеспечил сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и, соответственно, продуктивность производства животной продукции. В соответствии с пунктом 2.2.23 соглашения в случае нарушения целей и (или) условий предоставления гранта и (или) помощи начинающий фермер возвращает в установленном порядке полученный грант и (или) помощь. Требование министерства в адрес предпринимателя о возврате денежных средств оставлено без удовлетворения. Данные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статьями 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении иска исходя из следующего. Ответственность
Определение № 12АП-14903/19 от 29.07.2020 Верховного Суда РФ
отсутствуют. Как усматривается из судебных актов, конкурсной комиссией по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданной при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – комиссия), 06.12.2018 принято решение, содержащееся в протоколе № 12, об исключении главы КФХ ФИО1 из реестра начинающих фермеров Астраханской области. Основанием для вынесения решения явился факт несоблюдения предпринимателем условий и целей предоставления гранта, отраженных в соглашении о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру от 09.10.2014 № 12, заключенном с министерством. Нарушения, вмененные предпринимателю состояли в следующем: идентифицированные номера, представленные для пересчета представленного поголовья, не соответствуют номерам, указанным в описи к договору куплипродажи от 23.03.2015 № 18 и не соответствуют данным акта о проведении аллергической пробы на туберкулез (внутрикожная проба) от 27.01.2017 (последнее ветеринарно-профилактическое мероприятие, проведенное в данном хозяйстве), за исключением четырех номеров; не соответствуют половозрастные группы, указанные в договоре купли-продажи от 23.03.2015 №18 данным акта о проведении аллергической
Определение № 21АП-2876/19 от 06.05.2020 Верховного Суда РФ
Федерации», нормативными правовыми актами Республики Крым, условиями договора от 24.12.2015 № 79, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Судебные инстанции указали, что согласно Порядку предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, утвержденному Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.08.2015 № 458, договор о предоставлении гранта заключается с победителем конкурса, отобранным и признанным решением конкурсной комиссии. В связи с признанием недействительным решения Конкурсной комиссии по представлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, оформленного протоколом от 17.12.2015, предприниматель не наделен статусом победителя конкурсного отбора, договор от 24.12.2015 № 79 в нарушение установленного порядка заключен с лицом, которое не является победителем конкурсного отбора и не имеет права на получение гранта. Таким образом, судебные инстанции признали оспариваемый договор не соответствующим нормам действующего законодательства. Кроме того, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды подтвердили наличие обстоятельств, в силу которых общество не отвечает критериям претендента на получение государственной поддержки, в связи с
Решение № А47-140/19 от 21.04.2021 АС Оренбургской области
со дня получения протокола. Указано также, что в противном случае министерство обратиться в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с ИП ФИО1 денежных средств в размере 300 000 рублей. ИП ФИО1, считая протокол заседания комиссии № 5 от 02.11.2018 незаконным, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что требование министерства о возврате субсидии нарушает его право на финансовую поддержку начинающих предпринимателей - гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, которое было предусмотрено областной целевой программой «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012-2014 годы утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 №647-пп. Кроме того, считает, что протокол заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки № 5 от 02.11.2018г. не соответствует утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п «Порядку предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса», согласно
Решение № А61-751/12 от 08.06.2012 АС Республики Северная Осетия-Алания
нарушением статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Управление РСО-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства считает отказ законным и не противоречащим требованиям действующего законодательства по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Обществом с ограниченной ответственностью «КонсалтТелеСтрой» 28.02.2012 была подана заявка на участие в мероприятии государственной поддержки субъектов предпринимательства « гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса». Из материалов дела усматривается, что заявка зарегистрирована в специальном журнале регистрации под номером 203 от 28.02.2012. Письмом от 21.03.2012 №111 Управление сообщило, что Обществу в предоставлении грантов на создание собственного бизнеса отказано. Не согласившись с указанным отказом Управления, Общество обжаловало его в судебном порядке. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
Решение № А11-7377/14 от 17.12.2014 АС Владимирской области
лица изложены в отзыве на заявление от 19.09.2014 № 28-08-38/2401. Определением арбитражного суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее – Департамент). Департамент в отзыве без номера и даты (вх. от 12.11.2014) указал, что субсидия на возмещение части затрат, связанных с лизинговыми платежами и уплатой первого взноса, а также на целевые гранты начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования, по лизинговым договорам субъектов предпринимательства, предусматривающим модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов выдана ООО "Ресурс-М" правомерно, с соблюдением правовых норм, установленных постановлениями Губернатора Владимирской области от 14.07.2011 № 715. Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. В соответствии с приказом ТУ Росфиннадзора во Владимирской области от 05.05.2014 № 44-рп в период с 06.05.2014 по 08.05.2014 в отношении ООО "Ресурс-М"
Решение № А75-13400/14 от 06.04.2015 АС Ханты-Мансийского АО
в Акте контрольного мероприятия от 16.07.2014 № 23 Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион. Администрацией в судебное заседание представлены копии газеты «Мегионские новости» от 19.03.2013, в которой опубликовано постановление Администрации от 12.03.2013 № 520 «О внесении изменений в постановление города от 03.05.2011 № 807». Администрация указывает, что в акта проверки Контрольно-счетной палаты и в исковом заявлении допущена описка, следует читать пункт, требованяи которого нарушены - 2.4.4. Согласно пункту 2.4.4 указанного нормативного правового акта Гранты начинающим предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Одним из условий предоставления данного гранта указано, что они направляются вновь зарегистрированным и действующим менее года предпринимателям. Согласно пункту 3.9 Порядка предоставления субсидий в оказании поддержки может быть отказано, если: 1) заявителем не представлены документы, определенные настоящим Порядком, или представлены
Постановление № 16АП-2483/2012 от 15.10.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
заседания. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2012 по делу № А61-751/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит в виду следующего. Из материалов дела следует, что 28.02.2012 обществом подана заявка на участие в мероприятии государственной поддержки субъектов предпринимательства « гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса». Одновременно с заявкой обществом представлены следующие документы: заявление на получение гранта, заверенная копия устава, заверенная копия свидетельства о государственной регистрации, оригинал бизнес-плана, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, оригинал справки об исполнении налогоплательщиком, заверенная копия свидетельства о постановке на учет, оригинал справки о численности работников и о заработной плате, оригинал письма в Минэкономразвития Республики Северная Осетия-Алания, копия удостоверения о краткосрочном повышении квалификации № № 26, 27, 28, 29,
Постановление № 1-3 от 03.02.2016 Лопатинского районного суда (Пензенская область)
на оплату долга за ранее приобретенное им в личную собственность помещение коровника. Однако считает, что данную сумму он временно позаимствовал у ЖСПК «<данные изъяты>» в долг. Вина подсудимого ФИО7 подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. Представитель потерпевшего ФИО1. показал, что в рамках долгосрочной целевой программы «Развития малого и среднего предпринимательства Пензенской области на 2009-2014 годы», которая утверждена постановлением Правительства Пензенской области № 713 ПП, Управлением развития предпринимательства в 2009-2011 годах выдавались субсидии ( гранты) начинающим предпринимателям в размере до 300 тысяч рублей на создание собственного бизнеса по результата рассмотрения заявок конкурсной комиссией. При приемке документов исходили из того, что все они верные, за правильность представляемых документов несет ответственность получатель субсидии. С заявкой предоставлялся необходимый набор документов: бизнес-план и другие, подтверждающие соблюдение условий участия в конкурсе, в том числе цель получения гранта. Бизнес-проект защищался на конкурсной комиссии предпринимателем, либо иным лицом по доверенности. По результатам конкурса, в случае решения о
Апелляционное определение № 33-862/2017 от 14.03.2017 Курганского областного суда (Курганская область)
договора является основанием для возврата гранта, нельзя согласиться, так как из положений постановления Администрации города Кургана от 25 ноября 2011 г. № 8621 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Кургане на 2012 – 2014 годы» и постановления Администрации города Кургана от 17 мая 2013 г. № 3555 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета <адрес> на оказание поддержки субъектам малого предпринимательства» и пункта 1.1 договора следует, что целевые гранты начинающим предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Таким образом, существом гранта является безвозмездное и безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Возврат гранта может иметь место только при расторжении соглашения об его предоставлении и неиспользовании по назначению. Полагает, что данные обстоятельства судом не учтены. Настаивает, что все необходимые условия для получения гранта были им выполнены, а также выполнялись все последующие условия в рамках заключенного договора: отчетная документация в Департамент направлялась, рабочие