ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кадастровый учет части дома - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.05.2015 N 10-1554-КЛ "О направлении информации"
(часть 5 статьи 1 Закона о кадастре). При этом необходимо отметить, что в силу положений статей 7, 25, 27, 41 Закона о кадастре в государственном кадастре могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, то есть в объекте, завершенном строительством. Таким образом, разрешение подтверждает, что заявленный к кадастровому учету объект недвижимости является зданием и, следовательно, постановка на государственный кадастровый учет МКД невозможна без Разрешения. Вышеуказанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 01.12.2014 N Д23и-4305. При этом согласно части 11 статьи 41 Закона о кадастре технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме. Вместе с тем в составе сведений Разрешения отсутствуют сведения о помещениях, предусмотренные статьей 7 Закона о кадастре, что в свою очередь не позволяет в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре определить такое недвижимое
Письмо Росреестра от 28.09.2020 N 13-3521-АБ/20 "О комплексных кадастровых работах"
том числе на основании: представленных правообладателем такого земельного участка заявления о государственном кадастровом учете изменений и межевого плана (в том числе, подготовленного с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ); на основании вступившего в законную силу решения суда. Дополнительно отмечаем, что такая ошибка может быть исправлена также в рамках выполнения комплексных кадастровых работ, если квартал, в котором расположен такой смежный земельный участок, будет являться предметом государственного или муниципального контракта на выполнение таких работ. В случае отсутствия возможности разрешения вопроса об устранении ошибки, являющейся причиной пересечения границ земельных участков в период выполнения комплексных кадастровых работ, комплексные кадастровые работы в отношении земельного участка, у которого выявлена такая проблема в описании границ, не выполняются, в карту-план территории сведения о таком земельном участке не включаются, но в пояснительной записке приводится соответствующее пояснение-обоснование. 15. Об образовании земельного участка, занятого многоквартирным домом (двухквартирным домом), при наличии в ЕГРН сведений о земельных участках, занятых помещениями
Статья 1.
настоящего Федерального закона был осуществлен государственный кадастровый учет хотя бы одного жилого или нежилого помещения либо машино-места, расположенных в таком многоквартирном доме, или если государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома был осуществлен без государственного кадастрового учета помещений или машино-мест в нем. Условие, предусмотренное настоящей частью, не распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию с 13 июля 2015 года. 16. Государственный кадастровый учет расположенных в многоквартирном доме, указанном в части 15 настоящей статьи, помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого многоквартирного дома . Государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома осуществляется на основании заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов (разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и соответствующего технического плана), представленных органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на ввод такого многоквартирного дома в эксплуатацию, застройщиком, собственником жилого помещения или машино-места либо представителем собственников, уполномоченным решением общего собрания
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, и т.п.; выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций в банках, справки о переводах электронных денежных средств, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени; сведения о непредставлении организацией бухгалтерской и (или) налоговой отчетности. В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, - отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур,
Апелляционное определение № АЛЛ19-297 от 22.08.2019 Верховного Суда РФ
приведено каких-либо иных суждений. Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом. Частью 1 статьи 19 названного закона предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в
Кассационное определение № 4-КАД21-47 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ
Московского областного суда и судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда первой инстанции согласились. Вместе с тем судом не учтены следующие обстоятельства. Статьей 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости в отдельных случаях. В силу части 12 названной статьи в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 марта 2021 г. допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом , созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о
Определение № А56-39956/20 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ
решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Из пункта 67 постановления № 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома , а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса. В указанных случаях
Кассационное определение № 14-КА19-11 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
заявление Дроздова Б.В. удовлетворено; решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 11 декабря 2018 г., и действия должностного лица - государственного регистратора Управления Росреестра по Воронежской области по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Дроздова Б.В. в отношении части жилого дома, расположенного по адресу: <...> признаны незаконными; на Управление Росреестра по Воронежской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома и государственную регистрацию прав Дроздова Б.В. на указанный объект недвижимости. Определением судьи Воронежского областного суда от 12 сентября 2019 г. Управлению Росреестра по Воронежской области отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В кассационной жалобе административный ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что судами необоснованно не учтены положения части 7 статьи 41, пунктов
Определение № 303-ЭС15-12564 от 20.10.2015 Верховного Суда РФ
права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома , а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанных
Постановление № А26-5249/2013 от 21.02.2018 АС Северо-Западного округа
Кадастровой палаты по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0130104:441, 10:01:0130104:25, обязал Кадастровую палату снять с государственного кадастрового учета указанные участки; в остальной части в удовлетворении требований отказал. Постановлением кассационной инстанции от 17.06.2016 решение от 21.04.2015 и постановление от 24.02.2016 в части удовлетворения заявленных требований отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела к участию в нем в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – закрытое акционерное общество «Совбоптранс», место нахождения: 185005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, и ФИО4 (собственники части помещений в доме № 4 по ул. Державина в г. Петрозаводске). Решением от 07.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 23.11.2017
Постановление № А45-12028/2021 от 01.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома , а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ (пункт 67 постановления
Постановление № А12-29798/20 от 02.12.2021 АС Поволжского округа
из ЕГРН от 25.01.2020 № КУВИ001/2020-1198684 в отношении объекта с кадастровым номером 34:34:010064:105, выпиской техническим планом здания с кадастровым номером 34:34:010064:105, выпиской из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 34:34:010064:778, техническим паспортом на помещение с кадастровым номером 34:34:010064:778. Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером 34:34:010064:778 входит в состав многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 34:34:010064:105. Также судом апелляционной инстанции установлено, что сформированы и поставлены на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 34:34:010064:71, на котором находится часть многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 34:34:010064:105 без учета помещения заявителя с кадастровым номером 34:34:010064:778; а также земельный участок с кадастровым номером 34:34:010064:73, на котором находится часть многоквартирного жилого дома – помещение заявителя с кадастровым номером 34:34:010064:778 без учета самого дома. В соответствии со статьей 289 ГК РФ и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном
Постановление № А26-5249/13 от 13.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома , а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанных
Апелляционное определение № 33А-19928/2017 от 03.07.2017 Московского областного суда (Московская область)
заявлению ФИО1 <данные изъяты> к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения от 16.08.2017 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н., установила: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области о признании незаконным и отмене решения от 16.08.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, просила суд обязать административного ответчика произвести государственный кадастровый учет части дома № <данные изъяты> по ул. Советской пос. Фряново Щелковского района Московской области, принадлежащей истице на праве собственности на основании вступившего в законную силу решения суда. Свои требования мотивировала тем, что вступившим в законную силу решением Щелковского городского суда Московской области от 10.04.2014 жилой дом по вышеуказанному адресу сохранен в реконструированном состоянии, перераспределены доли сособственников в доме, произведен реальный раздел дома между совладельцами – ФИО1 и ФИО2 с прекращением права общей долевой собственности на
Решение № 2-6163/12 от 22.10.2012 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
литеры Г4, Г5, Г6, Г7, Г8, Г10, Г11. На часть жилого дома составлен технический паспорт. Однако, истцу отказано в постановке на кадастровый учет принадлежащего ему части жилого дома по тем основаниям, что имущество, о государственном учете которого представлено заявление (часть жилого дома), не является объектом учета; по сведениям Государственного кадастра недвижимости, существует объект (жилой дом) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, литеры А, А1, А2. Истец просит обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет части дома (литеры А, А1, А2, а1, а2), расположенной по адресу: <адрес>. В судебное заседание истец не явился, его представители: И.В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и З.А.И., действующая по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, уточнили требования и просили обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет части дома, литеры А, А1, А2, а1, а2, расположенного по адресу: <адрес>, на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - ФГБУ «ФКП
Решение № 2-192 от 20.01.2012 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
районный суд г. КазаниИнформация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)Вернуться назад Приволжский районный суд г. Казани — СУДЕБНЫЕ АКТЫ Дело № 2-192/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2012 года Приволжский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М., при секретаре Шипулиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФБУ «Кадастровая палата» по РТ о возложении обязанности снять объект капитального строительства с кадастрового учета и осуществить государственный кадастровый учет части дома , УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ФБУ «Кадастровая палата» по РТ о возложении обязанности снять объект капитального строительства с кадастрового учета и осуществить государственный кадастровый учет части дома, в обоснование указав, что на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного в БТИ Приволжского района г. Казани, за истцом в Управлении Росреестра по РТ зарегистрировано право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по
Апелляционное определение № 33-11897/13 от 05.08.2013 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
г. Всеволожска Ленинградской обл. Ш. приобрел в собственность <...> доли жилого <адрес>, находящегося по адресу <адрес>. Договор купли-продажи от <дата> зарегистрирован в ПИБ №... Администрации Всеволожского района Ленинградской области <дата> за №.... Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости жилой дом по адресу <адрес> кадастровым номером №... прошел государственный кадастровый учет <дата> на основании технического паспорта от <дата>, переданного из филиала Ленинградского областного управления инвентаризации и оценки недвижимости - БТИ Сертолово. Так же, осуществлен государственный кадастровый учет <...> части дома с кадастровым номером №... на основании технического паспорта от <дата> на часть жилого дома, подготовленного отделением ГУП «Леноблинвентаризация» БТИ Сертолово. Документы на оставшуюся часть здания, которая принадлежит заявителю, органу кадастрового учета представлены не были. Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права от <дата> за ФИО6 и ФИО7 зарегистрировано право собственности на <...> часть жилого <адрес>, состоящей из комнаты 3(лит.а), кухни 4 (лит.а), комнаты 5 (лит.а), мансарды 6,7,8, пристройки (лит.а1), с двумя сараями (