ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Не обладает правами юридического лица - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФНС России от 12.07.2005 N ЧД-6-09/559@ "О государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц"
правами юридического лица, они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. При этом глава муниципального образования не обладает правами юридического лица . Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям (абзац 2 п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Следует отметить, что преобразование муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N АПЛ16-37 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N АКПИ15-1198, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 1.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781>
в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица , а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой
Определение № А32-5748/20 от 08.08.2022 Верховного Суда РФ
находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (пункт 2 данной статьи). Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" муниципальное образование город-курорт Геленджик признано приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд- это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в
Постановление № А59-7183/19 от 12.02.2020 Пятого арбитражного апелляционного суда
Южно-Сахалинска осуществлять на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»: проведение единой государственной политики в сфере управления недвижимостью и имущественных отношений; управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, в пределах своей компетенции; приобретение имущества в муниципальную собственность (за исключением жилищного фонда, земельных участков, линейных объектов, а также имущества, приобретаемого для нужд предприятий и учреждений, учредителем которых являются отраслевые (функциональные) органы администрации города Южно-Сахалинска) путем заключения договоров купли-продажи. Пунктом 1.8 Положения установлено, что департамент не обладает правами юридического лица , имеет печать с собственным наименованием без изображения государственного герба Российской Федерации, бланки, штампы. При этом из главы 4 Положения не следует, что Департамент имеет право представлять и защищать имущественные интересы городского округа «Город Южно-Сахалинск», выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица в арбитражном суде от его имени. Таким образом, Департамент по управлению муниципальным имуществом аппарата администрации города Южно-Сахалинска не обладает правами юридического лица и не может от имени городского округа «Город
Постановление № А33-13611/17 от 02.11.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
местного самоуправления с институтами гражданского общества и Гражданской ассамблеей Красноярского края. Палата – совещательный орган, созданный в муниципальном образовании город Дивногорск из представителей местных общественных объединений, органов общественной самодеятельности и представителей органов местного самоуправления в целях обсуждения и подготовки предложений по решению вопросов, имеющих местное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов горожан, проживающих на территории муниципального образования город Дивногорск, обеспечения взаимодействия граждан с органами местного самоуправления. Палата не обладает правами юридического лица и функционирует без государственной регистрации (пункт 1.3. положения). Обеспечение деятельности палаты может осуществляться за счет средств местного бюджета (пункт 1.9. положения). Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением. Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 7, 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения
Постановление № А22-447/201111 от 11.08.2011 АС Северо-Кавказского округа
подателю на том основании, что управление не представило доказательства наличия уважительных причин, по которым пропущен срок подачи апелляционной жалобы. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает на то, что причиной пропуска срока явилось неполучение управлением копии судебного акта, поскольку арбитражным судом копия судебного акта была направлена не в адрес юридического лица, а в адрес структурного подразделения, которое не обладает правами юридического лица . Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции, состоявшемся 03.05.2011 в 11 часов 00 минут, в котором участвовал представитель управления Санджиев А.В. (доверенность от 08.04.2011), объявлена резолютивная часть решения, полный текст которого изготовлен 04.05.2011. Согласно почтовому уведомлению № 358000 38 35670 6 решение суда
Решение № А59-2460/2012 от 20.08.2012 АС Сахалинской области
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Помогалов Виталий Сергеевич (далее – предприниматель). В судебном заседании предприниматель требования администрации поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 22.05.2012 №976 утверждено положение о Департаменте по управлению муниципальным имуществом. Согласно указанного положения Департамент по управлению муниципальным имуществом является структурным подразделением администрации города Южно-Сахалинска (далее – администрация) уполномоченным от имени администрации на управление и распоряжение муниципальным имуществом. Департамент не обладает правами юридического лица и действует от имени администрации в части правопреемства по ранее заключенным ДАГУН договорам аренды муниципального имущества. Таким образом, судом установлено, что произошла реорганизация Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, который имел статус юридического лица, и в отношении полномочий последнего по управлению муниципальной собственностью создан Департамент по управлению муниципальным имуществом в составе администрации, который не обладает правами юридического лица, следовательно, надлежащим заявителем по настоящему спору является администрация города Южно-Сахалинска. В этой
Определение № 33-41460 от 13.10.2010 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
произвести оплату стоимости авиабилетов по факту приезда по маршруту «Мирный - Москва, Москва - Мирный» за период с 24.07.2009г. по 23.07.2011г. в размере .......... руб., произвести выплату отпускных за 48 календарных дней. Представитель ответчика направил ходатайство о передаче дела на рассмотрение в Якутский городской суд в силу п.2 ст.29 ГПК РФ, то есть по месту нахождения филиала предприятия, поскольку ОСП Мирнинский почтамт, согласно Положению, является обособленным структурным подразделением филиала ФГУП «Почта России», не обладает правами юридического лица и им не является, не может выступать в суде истцом и ответчиком. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, суду пояснил, что иск предъявлен по месту жительства истицы, т.к. возможности ездить в г.Якутск не имеется. Определением Мирнинского районного суда дело передано по подсудности в Якутский городской суд по тем основаниям, что поскольку местом нахождения филиала ФГУП «Почта России» является г. Якутск, а структурное подразделение – Мирнинский почтамт не обладает правами юридического
Апелляционное определение № 33А-698 от 06.02.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)
О В И Л А: МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания, вынесенного ОГИБДД УМВД России по г. Улан-Удэ № ... от ... года. Определением суда административный иск возвращен заявителю на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. В частной жалобе представитель административного истца Сукнева Т.А. ставит вопрос об отмене определения судьи. Указывает, что ОГИБДД УМВД России по г. Улан-Удэ не обладает правами юридического лица , является структурным подразделением Управления МВД России по г. Улан-Удэ, в связи с чем не может выступать в качестве административного ответчика по делу. Административный иск заявлен в Советский районный суд г. Улан-Удэ, на территории юрисдикции которого расположено Управление МВД России по г. Улан-Удэ. В соответствии с положениями части 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства. Проверив представленный
Апелляционное определение № 33А-4534/17 от 03.08.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)
по своей сути, межведомственная комиссия наделена распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, принимает решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, взаимодействует с органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями, учреждениями, предприятиями по вопросам, относящимся к ее компетенции. Положение о межведомственной комиссии по оценке помещений и многоквартирных домов на территории муниципального образования «Северодвинск» утверждено постановлением Администрации Северодвинска от 31.07.2015 № 400-па. Согласно Положению комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, не обладает правами юридического лица . Таким образом, судебные расходы не могут быть взысканы с административного ответчика по делу межведомственной комиссии по оценке помещений и многоквартирных домов на территории муниципального образования «Северодвинск», поскольку она не обладает правами юридического лица. Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия определила: определение Северодвинского городского суда Архангельской области от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, частную жалобу Ефимовой З.А. – без удовлетворения. Председательствующий Ю.И. Кузнецов Судьи И.А. Вашуков Т.Н. Рудь
Определение № 33-1635 от 31.07.2019 Костромского областного суда (Костромская область)
обращение с данными требованиями с соблюдением правил подсудности в Мещанский районный суд г. Москвы. В частной жалобе Палюлина Е.Н. просит определение судьи отменить. Вынося определение, суд указал, что в соответствии с Типовым положением о территориальном органе ФССП, утвержденным приказом Минюста России от 21 мая 2013 года №74, территориальным органом ФСП является УФССП по Костромской области, которое обладает правами юридического лица, ОСП по Давыдовскому и Центральному округам города Костромы УФССП по Костромской области не обладает правами юридического лица , следовательно, не может выступать в качестве ответчика по делу. Ссылаясь на сложившуюся судебную практику, полагает, что неправильное определение в заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в принятии заявления, его возвращения, оставления без движения или отказа в удовлетворении заявления. Судам при подготовке дела к судебному разбирательству следует указывать в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию и предлагать заявителю привлечь к участию в деле надлежащий федеральный
Определение № 2-17/2022 от 18.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)
МСЭ ПК») направил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим и передаче дела по подсудности в Свердловский районный суд г. Перми. В обоснование требований указал, что согласно п. 2.4 Устава ФКУ «ГБ МСЭ ПК» учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, в том числе Бюро № 25. В соответствии с п.п. 1.1, 1.4 Положения о Бюро № 25, бюро является структурным подразделением Учреждения, а не филиалом и не обладает правами юридического лица , не может от своего имени осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), ответчик ФКУ «ГБ МСЭ ПК» находится по адресу: ****. При этом, в ЕРГЮЛ отсутствуют сведения о Бюро № 25, как о зарегистрированном филиале или представительстве ФКУ «ГБ МСЭ ПК». Таким образом, Бюро № 25, расположенное по адресу: ****, было создано на основании Устава Учреждения, не зарегистрировано в уполномоченных