при секретаре Горенко А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам правительства Брянской области и департамента строительства Брянской области на решение Брянского областного суда от 1 апреля 2019 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Брянской области об оспаривании отдельных положений Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением администрации Брянской области от 12 марта 2007 года № 146. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО1, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением администрации Брянской области 12 марта
имущества администрации Олюторского муниципального района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – Управление Росреестра), изложенного в уведомлении от 05.06.2017 № 41/001/010/201-973, об отказе в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (муниципального контракта от 15.06.2015 № 01Д-15 об участии в долевом строительстве многоквартирных домов с целью реализации муниципальной программы « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Олюторского муниципального района 2014-2018»); об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию указанного договора. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СК Босан» (далее – Общество). Арбитражный суд Камчатского края решением от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2018, отказал в удовлетворении заявления Управления. В кассационной жалобе,
муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 198, 200 Кодекса, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проверки), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Государственной программой « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ
другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей. Приведенная норма, вопреки ошибочным выводам судов, в качестве достаточного условия применения положений указа Президента Российской Федерации установила факт проживания и волеизъявление гражданина переселиться из закрытого военного городка независимо от наличия трудовых или служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации. На момент обращения ФИО1 с заявлением к административному ответчику действовала государственная программа Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее - государственная программа 2017 года), в редакции постановления от 31 декабря 2019 года № 1959. В структуру государственной программы 2017 года входила подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», включающая ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (приложение № 1, подпрограмма 1). Пунктом 1
соглашению Администрация обеспечивает выполнение указанных обязательств за счет средств бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области. Использованные не по целевому назначению средства субсидии областного бюджета подлежат возвращению Администрацией. Споры по соглашению 1 подлежат разрешению между Министерством и Администрацией. Субсидия в 2017 году бюджету Нижегородской области на строительство Объекта 1 из средств федерального бюджета выделена в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (приложение № 4), утвержденными постановлением Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы» (далее – Правила № 1050). Администрации предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 151 200,5 тысячи рублей, из средств областного бюджета – 64 800,2 тысячи рублей. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства
инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части. При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства. На основании приказа от 18.09.2020 №358 в отношении заявителя проведена плановая камеральная проверка использования средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за 2019 год – истекший период 2020 года (т.1 л.д.22-24). По результатам проверки должностным лицом управления 17.11.2020 составлен акт (представлен в электронном виде, т.1 л.д.7), в котором, в том числе, отражены следующие нарушения использования в 2020 году средств государственной корпорации - фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами
999), поскольку не учел, что лишь один из пяти объектов, определенных Соглашением, был введен в эксплуатацию с нарушением срока. Управление отзыв на кассационную жалобу не представило. Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2019 по 01.07.2022 управлением проведена внеплановая выездная проверка осуществления министерством расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0004-0100.004). По результатам проверки управлением составлен акт от 08.08.2022, и вынесено оспариваемое представление, в соответствии с пунктами 2 и 3 которого на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в представлении недостоверной информации в Отчете о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 января 2022 года, принять меры по устранению причин и условий данных нарушений (пункт
порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 28.06.2022 № 195 управлением в период с 01.01.2019 по 15.07.2022 проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0002-0100.002). По результатам проверки составлен акт от 22.08.2022, которым установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130, пункта 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила № 999), пункта 4.3.3 соглашения от 07.11.2019 № 80652000-1-2019-016, пункта 4.3.4 соглашения от 26.02.2021 № 80652000-1-2021-006, Администрацией в 2021
администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, в котором, уточнив исковые требования, просил признать решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО1 в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году незаконным; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым включить ФИО1 в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое
как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно Постановлению администрации гор. Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, им было выдано свидетельство (жилищный сертификат СК №) на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении доступным и комфортным жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ. открыл в Сбербанке банковский счет № для обслуживания целевых жилищных программ для покупки жилья по жилищному сертификату, а ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор купли-продажи в простой письменной форме о приобретении в свою единоличную собственность квартиры по адресу: <адрес> с использованием материнского капитала и жилищного сертификата. Затем в срочном порядке ДД.ММ.ГГГГ. оформили нотариальное соглашение об оформлении купленной квартиры в общую долевую собственность всех членов семьи по <данные изъяты>.
направлении в Министерство жилищной политики <адрес> Выписки из Списка граждан-участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г, не содержащей информации об ФИО2 ФИО1. Обязать Администрацию г.о.Балашиха без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты вступления решения в законную силу включить ФИО2 ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в 2023г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>. Признав незаконным бездействие Министерства жилищной политики <адрес>, выразившееся в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой
ФИО4 к департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка и из числа участников, из списка молодых семей, изъявивших желание по получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязании восстановить с членами семьи в первоочередном и общем списке и в числе участников, в списке молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем
сельского поселения Белогорского района Республики Крым включить ЧДА в сводный список граждан, подтвердивших участие в ведомственной целевой программе (т.1, л.д.4-8). Исковые требования мотивированы тем, что истец ЧДА совместно с матерью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ состоял на квартирном учете в Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым. Мать истца была включена в сводный список граждан-участников ведомственной программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году (составом семьи из двух человек), формируемый Министерством труда и социальной защиты Республики Крым. Однако сертификат не был выдан в связи с ошибками, допущенными Администрацией Новожиловского сельского поселения, о чем истца уведомило Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ошибки администрацией не были исправлены. ДД.ММ.ГГГГ мать ЧДА умерла. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новожиловского сельского