ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Одновременный кадастровый учет и регистрация прав - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 N 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости"
сроков государственной регистрации прав, в частности, ввести универсальные процедуры по осуществлению учетно-регистрационных действий, при которых возможна одновременная подача заявлений о регистрации прав и кадастровом учете, а также при которой отсутствует необходимость в представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для регистрации права, а сведений о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав - для кадастрового учета (в дальнейшем - одного (единого) пакета документов, в том числе заявления на учет и регистрацию прав). Одновременная подача заявлений будет возможна при кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при оформлении прав на вновь построенные здания и сооружения, при разделе и объединении земельных участков и в ряде других случаев. В настоящее время законодательством предусмотрена необходимость неоднократного обращения заявителей в соответствующие органы, что связано с большой потерей времени и создает значительные неудобства для граждан и
Письмо Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и <О разъяснении законодательства>
имеются основания для приостановления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ на срок, установленный частью 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Аналогичное решение следует принимать в случае, если было представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, а по правилам Закона N 218-ФЗ такие действия должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав , и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав; в этом случае государственный кадастровый учет осуществляется без соответствующего заявления о кадастровом учете по решению государственного регистратора прав. В случае если решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по поступившим в орган регистрации прав до 1 января 2017 г. заявлениям и документам будет приниматься в 2017 г., такое решение
"Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружений, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за период с апреля по июнь 2018 года)"
прежнем уровне. Доля заявлений (по видам заявленных действий) от общего количества поступивших заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий По результатам рассмотрения документов, поступивших с заявлениями, были приняты следующие решения: об осуществлении учетно-регистрационных действий - по 46 заявлениям (в том числе - 22 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 15 по заявлениям о государственной регистрации прав, 9 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет); о приостановлении - по 83 заявлениям (34 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 19 по заявлениям о государственной регистрации прав , 30 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет); об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий (в том числе в связи с истечением срока приостановления) - по 38 заявлениям (20 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 3 по заявлениям о государственной регистрации прав, 15 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет);
Статья 1.
содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке."; д) в части 4 слова "существуют основания полагать,
Определение № 02АП-10738/19 от 27.08.2020 Верховного Суда РФ
и л: Администрация Сусанинского муниципального района Костромской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее – Управление Росреестра), содержащегося в сообщении от 28.02.2019 № КУВД-01/2018-70237433, об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без одновременной государственной регистрации прав; об обязании Управления Росреестра осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка без одновременной государственной регистрации прав . К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тараканова Мария Владимировна. Арбитражный суд Костромской области решением от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2020, удовлетворил требования Администрации. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами трех
Определение № 306-ЭС22-3708 от 14.04.2022 Верховного Суда РФ
постройки является основанием для одновременного внесения в ЕГРН записи о государственной регистрации прекращения права собственности и снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета после сноса такой постройки в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН; поскольку спорный объект самовольного строительства фактически не снесен, Учреждение обратилось в регистрирующий орган только с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности предпринимателя на самовольную постройку без одновременного снятия данного объекта с государственного кадастрового учета, Управление Росреестра правомерно отказало в регистрации прекращения права собственности. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы, не подтверждают нарушений судом округа норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации о п р е
Определение № 19АП-3920/19 от 13.02.2020 Верховного Суда РФ
обществу имущества, изложенных в уведомлениях № КУВД001/2018-3155974/4 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3156035/4 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3156961/4 от 16.01.2019, № КУВД001/2018- 3157366/4 от 16.01.2019, № КУВД-001 /2018-3155609/3 от 16.01.2019, № КУВД- 001/2018-3154509/4 от 17.01.2019, № КУВД001/2018-3156178/4 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3155947/3 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3156017/4 от 16.01.2019; решений об отказе в прекращении государственной регистрации прав на объекты недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлениях № КУВД-001/2018-3154552/4 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3155113/4 от 16.01.2019, № КУВД001/2018- 3156017/3 от 16.01.2019, № КУВД-001/2018-3147281/3 от 17.01.2019, № КУВД- 001/2018-3146876/3 от 17.01.2019; об обязании управления осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности Пущиной Л.А. и государственную регистрацию права собственности общества на следующие земельные участки: № 14, 15, 16, 17, 20, 21 с кадастровыми номерами соответственно 36:25:6945021:390, 36:25:6945021:410, 36:25:6945021:393, 36:25:6945021:389, 36:25:6945021:396, 36:25:6945021:394, каждый площадью 600 кв. м, № 26 с кадастровым номером 36:25:6945021:413, площадью 1 708 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства,
Решение № А26-13218/2017 от 27.03.2018 АС Республики Карелия
того, заявителем при подаче соответствующего заявления может быть только собственник земельного участка, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации. После чего предприниматель уведомил Заказчика о том, что дальнейшее выполнение работ невозможно без участия правообладателя или представителя правообладателя земельного участка письмом № 06/07 от 23.01.2017. После получения подписанных деклараций, ответчик продолжил работы по подготовке технического плана и направил их в адрес Заказчика для подачи от имени Республики Карелия заявления об одновременном кадастровом учете и регистрации права письмом № 09/17 от 16.02.2017. После проверки технических планов 28.02.2017 получено очередное решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе поскольку у органа регистрации прав отсутствует возможность однозначно определить, действительно ли Комитет по транспорту имеет право выдавать указанные справки. Подрядчик вновь внес изменения в технический план, в заключение кадастрового инженера, в котором сослался на пп. 35 п. 9 Постановления Правительства РК № 242 от 05.08.2013, которым установлено, что Комитет выдает разрешения
Решение № А56-72695/19 от 17.09.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Закона о регистрации, поскольку не были предоставлены документы для кадастрового учета арендуемой части помещения, в а также не в полном объеме уплачена государственная пошлина. Форма заявления, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, дает возможность заявителю выразить свою волю как в отношении единого регистрационного действия (п. 3.1. формы предполагает одновременный кадастровый учет и регистрацию права), так и осуществление отдельно кадастрового учета (п. 3.2. формы) и регистрации права (п. 3.3. формы). В случае государственной регистрации аренды части помещения, не учтенной в кадастре недвижимости, согласно ч.3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет такой части и государственная регистрация прав осуществляются одновременно (единая учетная запись). Также, как указывает ответчик и что подтверждается материалами дела, заявление № 50/010/005/2019-361 подано только в отношении государственной регистрации права аренды (без ее кадастрового учета). Предметом аренды по Договору и Дополнительному соглашению является часть помещения 7-Н, выделенная на плане, являющимся Приложением № 1 к договору. При
Постановление № А40-255361/17 от 18.10.2018 АС Московского округа
ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления Росреестра по Москве, которое просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области указывает, что действующим законодательством не предусмотрено возникновение права общей долевой собственности собственников помещений жилого комплекса, состоящего из нескольких жилых домов на земельный участок, на котором располагается данный комплекс, заявление об одновременном кадастровом учете и регистрации прав на вновь образованные участки и необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, правление не располагает сведениями о количестве возведенных жилых домов и о совпадении данного перечня с количеством домов, строительство которых предусмотрено планом застройки участка, и о совпадении данного перечня объектов с реально возведенными и поставленными на кадастровый учет. В судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы ООО «АСК ФРИЗ» Департамент городского имущества города Москвы не явились, о его месте и времени
Постановление № А70-905/2021 от 22.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда
и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ). Таким образом, при создании объекта осуществляется одновременно кадастровый учет и регистрация права , на основании, в том числе, технического плана объекта. При этом, кадастровый учет и регистрация права осуществляется исключительно по объектам, которые соответствуют признакам объекта недвижимости. Частью 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и вменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета
Постановление № А40-251834/17 от 15.05.2019 АС Московского округа
Поскольку 17.09.2015 была произведена первая государственная регистрация права собственности на квартиру в указанном жилом доме (запись регистрации № 77-77/022-77/011/243/2015-726/1), общество 17.07.2017 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении в ЕГРН записи о прекращении аренды. Управление Росреестра по Москве решением от 28.10.2017 № 77-011/221/2017-2633 отказало заявителю в государственной регистрации прекращения аренды на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ссылаясь на непредставление заявления об одновременном кадастровом учете и регистрации прав на вновь образованные земельные участки (в том числе участок, сформированный под эксплуатацию жилого дома), отсутствие сведений о составе объектов недвижимости, строительство которых было предусмотрено планом застройки участка, а также сведений о передаче в собственность ряда квартир. Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды обеих инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь
Определение № 2-634/18 от 23.11.2018 Славянского районного суда (Краснодарский край)
безналичного расчета на расчетный счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» по реквизитам представленным ФИО1 4. Оплата работ сторонних организаций, связанная с проведением перераспределения площадей и конфигураций земельного участка производится сторонами самостоятельно и друг другу не компенсируются. При формировании межевого плана связанного с перераспределением земельных участков стороны обязаны совместно подписать все необходимые документы и одновременно обратиться в Межмуниципальный отдел по Славянскому, Калининскому и Красноармейскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об одновременном кадастровом учете и регистрации права на земельные участки, образованные в результате перераспределения земельных участков. Оформление документов стороны производят сразу после полной выплаты сумм указанных в п. 3 настоящего мирового соглашения. 5. Расположенные на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенным по адресу: <адрес> все строения в том числе жилой дом и все хозяйственные постройки, а также забор, ворота, мощение остаются в неизменном виде и не подлежат демонтажу и переносу. 6. Истец и ответчик берут на себя обязательство не
Решение № 2-622/20 от 28.10.2020 Кущевского районного суда (Краснодарский край)
такую техническую характеристику, как площадь 23,9 кв.м., 1969 год постройки, является технический паспорт двухэтажного жилого дома площадью 160,0 кв.м. и план расположения объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым № площадью 2711 кв.м. по адресу: <адрес> Истец направил обращение в Управление Росреестра, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район и отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Кущевскому району со следующими просьбами: Управление Росреестра сообщить: 1) возможно ли осуществить одновременно кадастровый учет и регистрацию права собственности на вновь созданный жилой дом по <адрес>, при наличии в ЕГРН сведения об ином объекте, давно прекратившем свое существование, а также при отсутствии технического плана и уведомления об окончании строительства нового дома по причине несоответствия размещения объекта требованиям ПЗЗ; 2) возможно ли снять с кадастрового учета жилой дом площадью 23,9 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес> при отсутствии акта обследования кадастрового инженера. Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район
Решение № 2А-1139/18 от 25.10.2018 Борисоглебского городского суда (Воронежская область)
картографии по Воронежской области с заявлением о постановке выделенных им частей дома на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности. При этом ими были представлены технические планы жилых помещений, составленные кадастровым инженером АО «Воронежоблтехинвентаризация» ФИО10 Государственный учет и государственная регистрации права в отношении частей жилого дома были 17.05.2018 г. приостановлены, а 17.08.2018 года государственным регистратором Борисоглебского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области ФИО6 административным истцам было отказано в осуществлении действий по одновременному кадастровому учету и регистрации права по тем основаниям, что в соответствии с п. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен запрет в отношении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме, так как они не являются объектом недвижимости. Административные истцы считают, что действия должностного лица нарушают их законные права и интересы, поскольку они не могут зарегистрировать право собственности на
Решение № 2А-257/18 от 16.01.2018 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)
был подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. При обращении в Управление Росреестра по РТ для регистрации прав на недвижимое имущество получил уведомление о приостановлении №, № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав: в связи с разделом исходного объекта с кадастровым номером № и необходимостью проведения одновременного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, необходимо обращение ФИО5 в отношении второго образуемого земельного участка площадью 1249 кв.м. Осуществление действий по учету и регистрации права собственности приостанавливается по 11.01.2018. Административный истец считает ответ государственного регистратора незаконным, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которое согласно п.2, 3 ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании представитель административного истца ФИО7,
Решение № 2-37/2022 от 21.01.2022 Нижнегорского районного суда (Республика Крым)
подаче договора на регистрацию сотрудником МФЦ сторонам было сообщено, что согласно данных ЕГРН, жилой дом как объект недвижимости на кадастровом учете не состоит, право собственности на него за продавцом не зарегистрировано, так же за продавцом не зарегистрировано право собственности и на земельный участок, что делает невозможным формирование заявления о регистрации перехода права собственности на основании договора. Так же, сотрудником МФЦ ответчику было сообщено о необходимости дооформления права собственности на жилой дом путем одновременного кадастрового учета и регистрации права на него на основании технического плана и решения суда. Так же ответчице было разъяснено, что предоставление земельного участка, на котором расположен жилой дом, ей в собственность возможно только лишь после регистрации права собственности на жилой дом. На основании вышеизложенного, им было предложено обратиться в МФЦ за регистрацией договора купли – продажи после надлежащего оформления прав продавца на объекты недвижимости, которые являются предметом вышеуказанного договора. До настоящего времени, согласно справочной информации по объектам