ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение кадастровой стоимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 9-КА19-6 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, В соответствии со статьей 2411 Закона об оценочной деятельности для целей названного федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24 Закона об оценочной деятельности). Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками
Решение № АКПИ19-310 от 20.06.2019 Верховного Суда РФ
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Правила № 1009). Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Федеральный закон № 237-ФЗ под государственной кадастровой оценкой представляет собой совокупность установленных частью 3 статьи 6 данного федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом (пункт 1 части 1 статьи 3), проводимой на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (статья 4). Кадастровая стоимость понимается как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном данным федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в
Апелляционное определение № 1-АПА19-8 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
об оценочной деятельности. Согласно статье 2411 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции на дату подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Регламентация каждого этапа проведения государственной кадастровой оценки установлена статьями 2412-2417 Закона об оценочной деятельности. Суд первой инстанции исследовал вопросы соблюдения Правительством Архангельской области процедуры проведения государственной кадастровой оценки и сделал правомерный вывод о соблюдении административным ответчиком названных норм Закона об оценочной деятельности. Так, со ссылкой на
Апелляционное определение № АШ119-343 от 03.10.2019 Верховного Суда РФ
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, является Минэкономразвития России. Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Методические указания изданы Минэкономразвития России в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. Закон о государственной кадастровой оценке в пункте 1 части 1 статьи 3 определяет государственную кадастровую оценку как совокупность установленных частью 3 статьи 6 данного закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом. Согласно статье 4 названного закона такая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью Закон о государственной кадастровой оценке понимает стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной
Кассационное определение № 19-КАД23-19 от 18.10.2023 Верховного Суда РФ
объектов недвижимости на территории Ставрополя 3 октября 2019 г. Зацепилина Т.Н. обратилась в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее - ГБУ «Ставкрайимущество») с замечаниями к промежуточному отчету с указанием на отражение недостоверных сведений и пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. ГБУ «Ставкрайимущество» рассмотрены замечания административного истца (вх. № 1211-529) и 30 октября 2019 г. в их удовлетворении отказано. Отчет об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Ставропольского края опубликован 30 октября 2019 г. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется ГБУ «Ставкрайимущество» в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226. На основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 3 октября 2018 г. № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» в 2019 г. ГБУ «Ставкрайимущество»
Постановление № А60-40407/2022 от 08.08.2023 АС Уральского округа
1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Согласно подпункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка – совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом
Постановление № А63-2933/2021 от 01.02.2022 АС Северо-Кавказского округа
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В силу части 3 статьи 6 Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: – принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; – определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее – отчет); – утверждение результатов определения кадастровой стоимости. На основании статьи 13 Закона № 237-ФЗ перед началом работ по государственной кадастровой оценке органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки формируется перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее – Перечень). В Перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной
Постановление № Ф09-6241/23 от 10.10.2023 АС Уральского округа
ПК» на основании поступивших сведений от Управления Росреестра по Пермскому краю; из письма следует, что первоначально была применена кадастровая стоимость в размере 7097 руб. 59 коп. (акт от 04.02.2021 № АЗУ59/2021/001628), дата начала применения – 18.11.2020, после установления для земельного участка вида разрешенного использования «магазины» кадастровая стоимость пересчитана в соответствии с актом от 26.10.2021 № АЗУ59/2021/002127 и составила 2 400 896,27 руб.; дата начала применения кадастровой стоимости – 15.10.2021, при этом пояснив, что определение кадастровой стоимости в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ не предусматривает участие заинтересованных лиц в согласовании результатов. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письме от 14.09.2022 исх. № 01-35/0185/22, направленном в адрес ИП Архиповой Л.В. пояснило, что 12.02.2021 в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости на основании акта от 04.02.2021 № АЗУ-59/2021/001628 в размере 7 097 руб. 59 коп.; 15.10.2021 устранена техническая ошибка, внесены сведения о виде
Решение № 3А-427/2023 от 01.06.2023 Московского областного суда (Московская область)
помещения с кадастровым номером <данные изъяты> суд полагает, что настоящее административное дело является спором об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом положений главы 22 названного Кодекса). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Закон о кадастровой оценке) (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости. Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения
Решение № 3А-367/17 от 31.08.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
картографии», в котором разъяснено, что с административным исковым заявлением необходимо обращаться в Ставропольский краевой суд. Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, а действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю по отказу внесения в государственный кадастр недвижимости уточненных сведений о кадастровой стоимости земельных участков носят формальный характер и не законны, на основании статей 218, 220 КАС административные истцы просили: признать кадастровой ошибкой определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:012118:4 в размере 2705129,28 рублей. Устранить кадастровую ошибку. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:012118:4 в размере 66105 рублей. Установить дату применения кадастровой стоимости в размере 66105 рублей с 23.02.2013 года. Признать кадастровой ошибкой определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:011806:62 в размере 1891012 рублей. Устранить кадастровую ошибку. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:011806:62 в размере 74919 рублей. Установить дату применения
Апелляционное постановление № 10-1/2022 от 06.04.2022 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Во исполнение своего преступного умысла, Распутина Г.Ю., являясь знакомой Ф.И.О.5, замещающего должность начальника отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, состоя с ним в доверительных отношениях, будучи осведомленной о том, что последний, являясь должностным лицом отдела определения кадастровой стоимости вышеуказанного государственного учреждения, обладает широким кругом полномочий в области постановки недвижимости на государственный кадастровый учет, имеет служебные связи, позволяющие ему в короткие сроки производить определение кадастровой стоимости и достигать договоренностей по решению вопросов, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, датаг., примерно в 14 часов 48 минут, действуя умышленно, из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желая их наступления, посредством телефонной связи обратилась к Ф.И.О.5, находящемуся в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, по адресу: адрес, и, имея намерения ускорить оформление документов по обращению № PKPVDMFCномер о постановке на государственный
Решение № 3А-984/2022 от 11.10.2022 Московского областного суда (Московская область)
Таким образом, кадастровая стоимость объекта по состоянию на <данные изъяты> значительно увеличилась. Общество обратилось в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости нежилого здания. <данные изъяты> ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставило разъяснения, в которых пояснило, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 79 945 135,59 рублей определена в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, согласно которой определение кадастровой стоимости вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки. Между тем, каких-либо изменений количественных либо качественных характеристик в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты>, которые были бы внесены в ЕГРН в указанный в разъяснениях период не произошло, в связи с чем, с позиции
Решение № 3А-1150/2022 от 13.09.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ). Согласно материалам административного дела, ООО «Книга» является собственником объекта недвижимости: нежилого здания, общая площадь 1651 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО1 [адрес]. В соответствии с Федеральным законом от [дата] №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 [адрес]