ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

План развития горных работ - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-КГ15-16935 от 02.02.2016 Верховного Суда РФ
по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено. Как следует из судебных актов, 14.04.2005 Министерство выдало кооперативу на добычу высокоизвестковистых мергелей лицензию N КРД 02485 ТЭ на право пользования недрами на Юго-Западном фланге Адербиевского месторождения с расположением участка недр в городе Геленджике. Пунктом 3 соглашения к лицензии установлено, что владельцу лицензии необходимо ежегодно составлять план развития горных работ , добычу полезного ископаемого производить в соответствии с планами развития горных работ. В ходе проведенной Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что кооператив не определил уточненные границы горного отвода, не разработал и не согласовал в установленном порядке план развития горных работ на 2012 год. По результатам заседания постоянного действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения, (протокол от 15.03.2012) департамент направил 26.03.2012 в адрес кооператива
Определение № 14АП-6560/18 от 19.08.2019 Верховного Суда РФ
актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, по итогам проведенной внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства о недрах административным органом установлено, что общество вело добычу полезных ископаемых (пески – отсевы и пески – намывы) на участке «Карьер № 1» Коломенского месторождения, не предоставленном ему лицензией на пользование недрами ТВЕ 56798 ТЭ, в отсутствие права добычи песка строительного, а также необходимой разрешительной документации (проект разработки и рекультивации месторождения, план развития горных работ ). В связи с несоблюдением обществом требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71, административный орган составил протокол от 08.11.2017 № 910 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вынес оспоренное постановление. Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
Определение № А40-260733/20 от 03.12.2021 Верховного Суда РФ
недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 22, 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что общество как недропользователь нарушило установленные лицензией требования, возлагающие обязанность ежегодно разрабатывать и согласовывать в установленном порядке план развития горных работ в органах государственного горного надзора. Вина общества выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства не выявлено. Судами проверены процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции нормы. Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае несмотря на то, что виновность юридического лица
Определение № 308-ЭС21-10199 от 13.09.2021 Верховного Суда РФ
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов и материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами от 01.10.2012 КРД 80296 ТР (срок окончания действия лицензии 22.03.2030) с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песчано–гравийной смеси на южном фланге Аленовского месторождения. План развития горных работ , утвержденный в установленном порядке, обществом в 2019 году не представлен. В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2020 № 1.20/5, а впоследствии принято оспариваемое постановление от 13.02.2020 № 1.20/56Н. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь, в том числе, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Правил охраны недр, утвержденных
Определение № 302-ЭС21-365 от 10.03.2021 Верховного Суда РФ
оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.11.2020, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Енисейское МУ Росприроднадзора просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными ввиду существенного нарушения судами норм права. Согласно доводам жалобы, не обеспечивая годовой объем добычи угля, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения, АО «Чулым-Уголь» нарушает положения лицензии на право пользования недрами и лицензионного соглашения. Планы развития горных работ , ежегодно утверждаемые обществом, предусматривают объемы добычи полезных ископаемых, которые также не соответствуют проектной мощности горнодобывающего предприятия. По этой причине планы развития горных работ являются недействительными и не должны учитываться судами. Административный орган также обращает внимание, что с 01.01.2019 субъекты малого и среднего предпринимательства, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду I категории, должны утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение наравне с иными хозяйствующими субъектами. Требование закона до 01.01.2025 получить
Постановление № 17АП-12361/2022-АК от 01.11.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) заявление с предложением о проведении технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ на 2022 год по СКРУ-1, СКРУ-2, СКРУ-3, БКПРУ-2, БКПРУ-3, БКПРУ-4, Бакинскому участку ПАО «Уралкалий». Уведомлением от 14.09.2021 №282-19417 Ростехнадзор уведомил о дате и рассмотрения ПРГР 23.11.2021, 24.11.2021, а также о необходимости представления ПРГР за 15 дней до назначенной даты рассмотрения. 19.10.2021 ПАО «Уралкалий» направило заявление №02-19/13921 в Ростехнадзор о рассмотрении и согласовании « План развития горных работ рудника БКПРУ-2 на 2022 год», «План развития горных работ рудника БКПРУ-3 на 2022 год», «План развития горных работ рудника БКПРУ-4 на 2022 год», «План развития горных работ рудника СКРУ-1 на 2022 год», «План развития горных работ рудника СКРУ-2 на 2022 год», «План развития горных работ рудника СКРУ-3 на 2022 год», «План развития горных работ на 2022 год. Разработка месторождения суглинков на Бакинском участке в районе г.Соликамска Пермского края». 30.12.2021 ПАО «Уралкалий» было получено
Постановление № Ф04-1010/2009 от 05.03.2009 АС Западно-Сибирского округа
сторонних организаций налогоплательщиком заявлен к вычету неправомерно. Заявитель жалобы считает, что доначисление единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование является правомерным, поскольку премии по итогам трудового соревнования должны учитываться при налогообложении прибыли в соответствии с положениями пункта 21 части 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации. Привлечение Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов, является правомерным, поскольку непредставленные Обществом технический проект отработки месторождения и план развития горных работ на 2005 – 2006 годы являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы Инспекции, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда в обжалуемой Инспекцией части без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Постановление № Ф03-3477/18 от 11.09.2018 АС Дальневосточного округа
в которой просило их отменить и удовлетворить исковые требования. Истец в кассационной жалобе оспорил правомерность произведенного ответчиком зачета, так как до обращения истца с иском ответчик заявление о проведении зачета не получал, лицо, получившее телеграмму никакого отношения к истцу не имеет; срок исполнения обязательства не наступил, так как срок окончания работ 31.12.2017, договор не содержит сроков выполнения работ и условий, позволяющих произвести расчеты по зачету неустойки, предупреждений о нарушении сроков подрядчик не получал; план развития горных работ утвержден в сентябре 2017 года и не является приложением к договору, в договоре информации о количестве и объемах добываемого металла отсутствует, в связи с чем судом необоснованно применен к указанным обстоятельствам план развития горных работ, утвержденный по истечении шести месяцев после начала исполнения договора. ООО «Зенит» оспорило приведенные истцом в кассационной жалобе доводы, просило судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и
Постановление № А72-4523/2022 от 05.12.2023 АС Поволжского округа
неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункта 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпункта 16 и 17 пункта 2 настоящей статьи, коэффициент Крента устанавливается в размере 3,5. Судами установлено, что АО «Кварц» имеет действующую лицензию на право пользования недрами УЛН 00142 ТЭ и « План развития горных работ на 2021 год», в соответствии с которым определено, что результатом разработки конечной (товарной продукцией) является кварцевый песок, ГОСТ-22551-77 "Песок кварцевый, молотые песчаник, кварцит и жильный кварц для строительной промышленности. Технические условия". В целях осуществления добычи кварцевых песков в соответствии с лицензией УЛН 00142 ТЭ и в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" обществом разработан План развития горных работ на 2021 год, технический проект разработки Ташлинского месторождения кварцевых песков
Постановление № 12-17/2021 от 14.12.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)
на поле шахты Анадырской Анадырского буроугольного месторождения. Действующим проектным документом на обработку балансовых запасов бурого угля на участке недр ОАО «Шахта Угольная» являются «Изменения к Дополнению к Проекту реконструкции ОАО «Шахта Угольная» по данным утвержденных кондиций и запасов угля». Проектная документация согласована протоколом ТКР по Чукотскому автономному округу от 18.11.2015 № 16. Календарным планом указанного проекта установлена добыча бурого угля с 2015 года по 2025 годы в объеме 230 тыс. тонн в год. План развития горных работ на 2020 год (с 01.01.2020 по 30.05.2020) согласован протоколом Управления Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу от 18.12.2019 № 31. Решением технического совещания Дальневосточного управления Ростехнадзора (протокол от 27.05.2020 № 9) в согласовании Плана развития горных работ ОАО «Шахта Угольная» на 2020 год (с 01.06.2020 по 31.12.2020) отказано в связи с существенными нарушениями требований законодательных и нормативных актов в области промышленной безопасности и неспособностью предприятия обеспечить противоаварийную защищенность опасного производственного объекта I класса опасности.
Решение № 12-468/20 от 12.01.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)
рамках процедуры переоформления лицензии от ФИО1 на ООО «Порт Кимры» с тем же сроком действия до 01.01.2020. решением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11.04.2019 № 794-пи лицензия на право пользование недрами переоформлена с ФИО1 на ООО «Порт Кимры» с сохранением условий пользования недрами, решение о переоформлении лицензии принято на основании протокола рабочего совещания с участием Министра экономического развития Тверской области от 25.01.2019. ФИО1 разработан, согласован и утвержден в установленном порядке план развития горных работ на 2019 г., на момент действия лицензии разработанный, согласованный и утвержденный ФИО1 план развития горных работ на 2019 г. продолжал действовать, поскольку лицензия действовала на тех же условиях, но была переоформлена на дочернюю компанию прежнего недропользователя, право пользования недрами перешло к пользователю от головной организации, следовательно, событие административного правонарушения отсутствует. Выразил несогласие с выводами Министерства о допущении сверхнормативных потерь полезного ископаемого, ссылаясь на план развития горных работ, указывая, что фактические потери составили 35,42
Решение № 21-347/19 от 30.05.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (пункт 3); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10), В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», план развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. План развития горных работ утверждается руководителем организации - пользователя недр. До утверждения он подлежит согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). Аналогичная обязанность по согласованию плана развития горных работ установлена Правилами охраны недр, утвержденными постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее - Правила охраны недр). Согласно пунктам 50-54 Правил охраны недр, недропользователь обязан ежегодно согласовывать
Решение № 30-2-705/2021 от 10.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)
требования Законов РФ и Ярославской области при пользовании недрами, обеспечить соблюдение условий выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (подпункт 7.1.1); при производстве горных работ ежегодно составлять и согласовывать в установленном порядке планы развития горных работ и объемы потерь полезного ископаемого при добыче (подпункт 7.1.2). Исходя из содержания пункта 3.18 Условий пользования недрами, недропользователь обязан ежегодно разрабатывать и согласовывать в установленном порядке план развития горных работ в органах государственного горного надзора. Из статьи 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» следует, что мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил подготовки, рассмотрения