ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок предоставления грантов кфх - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 06АП-5396/19 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
по отбору начинающих фермеров, созданной в министерстве, в течение 18 месяцев со дня поступления гранта на счет получателя гранта; обеспечить расходование гранта по плану расходов гранта, по каждому наименованию (статье) расхода: не более 90% от суммы наименования (статьи) расхода за счет гранта и не менее 10% от суммы наименования (статьи) расхода за счет собственных средств получателя гранта; достигнуть значений показателей результативности предоставления гранта, установленных пунктом 1.2 соглашения; соблюдать условия, цели и порядок предоставления гранта. Ссылаясь на нарушение Главой КФХ ФИО1 условий использования гранта, непредставление в установленный срок отчета об использовании гранта и копий подтверждающих документов, министерство обратилось в суд с иском по настоящему делу. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком и условиями предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие
Определение № 16АП-3978/19 от 29.07.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, в основу обжалуемых решений и действий КСП Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края положены выявленные по результатам мероприятия внешнего финансового контроля нарушения условий предоставления гранта Главе КФХ ФИО1 на развитие семейной животноводческой фермы и его расходования, выразившиеся в следующем: несоответствие предпринимателя критериям, установленным Порядком предоставления гранта, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-п, в части требования об отсутствия у претендента на получение гранта иной трудовой занятости, кроме руководства крестьянским (фермерским) хозяйством; приобретение предпринимателем на средства гранта крупного рогатого скота с
Определение № 16АП-3003/19 от 15.05.2020 Верховного Суда РФ
суды сочли чрезвычайными и непреодолимыми, освобождающими предпринимателя от ответственности в виде возврата средств гранта. Суды признали, что предприниматель имеет право на продление срока исполнения гранта в целях полного выполнения взятых обязательств по соглашению. Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, кассационный суд руководствовался статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-П (далее – Порядок предоставления грантов ), условиями соглашения от 04.09.2012 № 173/12. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что доводы, положенные министерством в основание иска, не были исследованы и не получили правовую оценку. Судами нарушен предусмотренный статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принцип состязательности сторон и неполно определен круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу. В соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления грантов, пунктом 4.3 соглашения ответственность получателя гранта, обязанность возвратить его в бюджет наступает, в частности,
Определение № 308-ЭС21-6317 от 23.04.2021 Верховного Суда РФ
на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, составил 3 332 000 руб., из которых 335 000 руб. собственные средства предпринимателя, 2 997 000 руб. - средства гранта. Из отчета об использовании средств гранта и пояснений предпринимателя министерству стало известно о нарушении пункта 5 приложения № 2 постановления Правительства Ростовской области от 14.02.2017 № 83 «О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», подпункта 3.3.6 пункта 3 раздела 3 соглашения от 05.09.2017 № 113 в части приобретения поголовья крупного рогатого скота у лица, состоящего в родстве с получателем гранта . Министерство направило предпринимателю претензию от 25.06.2019 № 34.8/419 с требованием возвратить средства гранта в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд. Судами установлено, что предприниматель приобрела 5 голов крупного рогатого скота у ФИО2 (супруг) за 280 000 руб.
Определение № А36-6385/20 от 04.04.2022 Верховного Суда РФ
материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, главы КФХ ФИО1, ФИО37 подали заявки на участие в конкурсе на получение гранта «Агростартап» с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления грантов «Агростартап» в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году. Конкурсная комиссия провела отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Постановления главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 № 235 «Об учреждении грантов «Агростартап» в форме субсидий и утверждении Порядка их предоставления в 2019 году» (далее – Постановление № 235), определила победителей конкурсного отбора, сформировала их рейтинг и оформила свое
Постановление № 07АП-5261/20 от 27.07.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» по направлению - поддержка развития семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей (раздел I соглашения). Субсидия перечислена ответчику платежным поручением № 162827 от 25.08.2017 - 4 834 500 руб. На основании приказа министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 24.10.2018 № 173 «Об утверждении графика контрольных мероприятий на 4 квартал 2018 года» министерством проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП ФИО2 ФИО3 В соответствии с актом по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 от 14.12.2018. министерством установлено нецелевое использование денежных средств гранта, предоставленных на основании соглашения в размере 4834500 рублей. Министерством сельского хозяйства Новосибирской области ответчику были направлены уведомления о возврате бюджетных средств от 30.05.2019 № 2090-13/23, от 03.10.2019 № 3455-13/23. Неисполнение предпринимателем требования министерства о
Решение № А45-42267/19 от 26.05.2020 АС Новосибирской области
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» по направлению - поддержка развития семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей (раздел I соглашения). Субсидия перечислена ответчику платежным поручением № 162827 от 25.08.2017-4 834 500 руб. На основании приказа министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 24.10.2018 № 173 «Об утверждении графика контрольных мероприятий на 4 квартал 2018 года» министерством проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП ФИО1 ФИО2 В соответствии с актом по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 от 14.12.2018. министерством установлено нецелевое использование денежных средств гранта, предоставленных на основании соглашения в размере 4834500 рублей. Министерством сельского хозяйства Новосибирской области ответчику были направлены уведомления о возврате бюджетных средств от 30.05.2019 № 2090-13/23, от 03.10.2019 № 3455-13/23. Требование Министерства сельского хозяйства Новосибирской
Постановление № А34-901/2021 от 20.01.2022 АС Уральского округа
представленного с заявлением (т. 2 л.д. 20-21). Эти обстоятельства заявитель по существу не оспаривает. Учитывая отсутствие регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области, конкурсной комиссией принято решение об отказе заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора, что отражено в протоколе от 28.10.2020 № 1 (т. 1 л.д. 76-83). В соответствии с пунктом 26 Порядка № 284, Департаментом издано Распоряжение от 02.11.2020 № 602 об отказе в предоставлении гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств ИП ФИО5 КФХ ФИО1 (т. 1 л.д. 75). Заявитель полагает, что его регистрация является лишь установленным законом способом учета, при этом не ограничено право осуществления деятельности КФХ в ином месте, не совпадающем с местом его регистрации. Как указывает предприниматель, им было дано письменное обязательство о переезде на постоянное место жительства в Курганскую область после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора, в связи с
Постановление № 17АП-3313/2022-АК от 19.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
изменений приказом от 19.07.2021 №375/1), а также в соответствии с Программой контрольного мероприятия от 14.07.2021 должностными лицами в составе: ФИО6 - начальник отдела финансового контроля и ФИО4 - консультант отдела финансового контроля в отношении ИП (Главы КФХ) ФИО2, проведена выездная плановая проверка по соблюдению условий, целей и порядка предоставления в 2018 году гранта на поддержку начинающих фермеров. В связи с чем, является правомерным вывод суда о том, что оспариваемая проверка проведена в законном составе, соответственно, оспариваемый акт подписан уполномоченными лицами Министерства. Основания для иных выводов у апелляционной коллегии отсутствуют. С учетом изложенного, коллегия поддерживает выводы суда о том, что ИП (ФИО3 КФХ ) ФИО2 был письменно (14.07.2021) ознакомлен с приказом Министерства о проведении проверки и с программой контрольного мероприятия, получил экземпляры уведомления и программы контрольного мероприятия; акт №66 от 22.07.2021 по результатам выездной проверки был составлен и подписан уполномоченными лицами в соответствии с правовыми актами, в приказе Министерства от
Апелляционное определение № 2-190/19 от 21.01.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
Суд не учел, что он на момент получения гранта соответствовал условиям, предусмотренным порядком его предоставления. Данных о его трудоустройстве в ином месте и проживания не в месте нахождения КФХ на момент признания его участником программы материалы дела не содержат. Полагает, что наличие мест трудоустройства помимо КФХ не могли повлечь вывод о нецелевом использовании денежных средств и их истребование у получателя бюджетных средств. Поскольку факт нецелевого использования гранта не подтвержден, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 поддержала доводы жалобы, просила отменить решение по изложенным основаниям. Пояснила, что с 17 января 2019 года в крестьянском (фермерском) хозяйстве произошла смена главы хозяйства и ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем исковые требования должны были быть предъявлены к действующему главе КФХ . В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенное о времени
Апелляционное определение № 2-2159/2021 от 15.06.2021 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)
предусмотренных законом Республики Ингушетия о республиканском бюджете по данному направлению. Главным распорядителем средств по данному направлению является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия. Гранты предоставляются гражданам РФ, зарегистрированным в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав крестьянского (фермерского) хозяйства. Положением о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия устанавливается порядок и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Ингушетия. Гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ ), зарегистрированным на сельской территории Республики Ингушетия, основанным на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2, включая главу) и совместно осуществляющих деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы, продолжительность деятельности которых превышает 24 месяца с даты регистрации. Согласно п.4 Положения грант предоставляется на развитие или создание на базе крестьянского (фермерского) хозяйства не более одной семейной
Апелляционное определение № 2-60/2022 от 10.08.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление грантов, является Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство»). Министерством и органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляется проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта (п.5.1 Порядка). Пунктом 3.5 установлен Перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, включает затраты, помимо прочего, на приобретение сельскохозяйственных животных на племенных предприятиях региона, а также высокопродуктивного товарного скота в сельскохозяйственных организациях и КФХ , за исключением покупки у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В соответствии с п.3.7 Порядка показателями результативности предоставления гранта являются: целевое использование средств гранта - по направлениям, указанным в бизнес-проекте; использование средств гранта в течение 18 месяцев со дня их получения; непрекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет после получения гранта; отсутствие в
Апелляционное определение № 22-252/2022 от 12.04.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
ст.281 УПК РФ показания свидетеля К.Т.Ч., данные им в ходе предварительного расследования, - с 2016 года члена комиссии Минсельхоза КБР по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров КБР на период 2015-2017 годов». Порядок предоставления в КБР грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, регулировалось приказом МСХ КБР от 09.06.2016г. за №, сформированного в целях реализации постановления Правительства РФ от 28.02.2012г. № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из ФБ бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров» и приказа МСХ РФ от 22.03.2012г. за № «О реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №», в рамках реализации которой ДД.ММ.ГГГГ в ходе заседания конкурсной комиссии по отбору КФХ был определен в состав рабочей группы. После поступления соответствующего пакета документов заявителя Кардановой Д.А. на участие в конкурсном отборе, который уже предварительно был проверен на соответствие предъявляемым требованиям, осуществлял проверку фактического наличия у Главы КФХ Кардановой Д.А.