ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Размещение зданий сооружений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минсельхоза России от 16.03.2018 N 15/265 "Об использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства сооружений, предназначенных для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции"
от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" к видам продукции, полученным при первичной переработке согласно приложению N 2 раздел молочные продукты содержит "молоко питьевое пастеризованное". Таким образом, другие молочные продукты и хлебобулочная продукция в указанный перечень не входят. Глубокая переработка молочного сырья и хлебопекарное производство к первичной переработке указанного постановления Правительства Российской Федерации не отнесены. Размещение зданий, сооружений для розничной реализации продукции растениеводства и животноводства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Организация на земельном участке производственного предприятия или пункта розничной реализации продукции возможна при изменении категории земель в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Для размещения объектов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции рекомендуем обратиться в орган местного самоуправления с целью изменения функциональной
Письмо Росреестра от 05.02.2020 N 14-00944-ГЕ/20 <По вопросу государственной регистрации права собственности на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, находящемся в зоне с особыми условиями использования территории (приаэродромная территория)> (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 20.12.2019 N ОГ-Д23-11463 "О рассмотрении обращения")
в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. В силу пункта 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования. Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ), до установления приаэродромных
Кассационное определение № 9-КА19-6 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
области, утвержденных постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. № 481, спорный земельный участок находится в территориальной зоне свалок ТБО и промотходов (СО-4), и по своему виду разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не утилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности промышленных отходов предназначен для размещения отходов. Зона СО-4 выделена для обеспечения правовых условий использования участков свалок и переработки ТБО и промотходов. Разрешается размещение зданий, сооружений и коммуникаций, связанных только с эксплуатацией объектов, по специальному согласованию. К основным видам разрешенного использования зоны СО-4 относится в том числе: полигоны твердых бытовых отходов; объекты капитального строительства, связанные с хранением, захоронением, утилизацией, накоплением, обработкой, обезвреживанием отходов производства и потребления. Из вышеизложенного следует, что поскольку размещение отходов является самостоятельной лицензируемой деятельностью, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, земельный участок с кадастровым номером 52:21:0000003:91, расположенный в зоне специального назначения (СО-4), на
Определение № 302-ЭС21-9241 от 28.06.2021 Верховного Суда РФ
правил «42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр, Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требование о размещении зданий, сооружений в охранной зоне инженерных сетей с письменного решения о согласовании сетевых организаций прямо предусмотрено действующим законодательством. В этой связи суд признал оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа незаконными, нарушающими права и интересы администрации. Судом округа данные выводы поддержаны. Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов. Доводы жалобы основаны на неверном толковании положений законодательства, не опровергают выводы судов, связаны с оценкой доказательств по делу, установленных судами и положенных в основу
Определение № А19-8792/20 от 14.03.2022 Верховного Суда РФ
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав заявление Иркутской Епархии в Администрацию о предоставлении на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что заявитель обратился за предоставлением спорного земельного участка на праве безвозмездного пользования без проведения торгов сроком на 10 лет для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка («Дошкольное, начальное и среднее общее образование»), указание на использование участка для размещения зданий, сооружений религиозного назначения в заявлении отсутствует, поэтому, руководствуясь положениями статей 24, 39.10, 39.16, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований у Администрации для отказа Иркутской Епархии в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются
Кассационное определение № 41-КАД22-1 от 30.03.2022 Верховного Суда РФ
которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений , - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона (пункт 11 статья 106 поименованного кодекса). Согласно части 16 статьи 26 Закона № 342-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2021 г.) до 1 января 2022
Определение № А40-30891/2021 от 18.07.2022 Верховного Суда РФ
платы за землю на период действия статьи. Срок действия договора истек 01.04.2003 и после его продления на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 и пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации был расторгнут уведомлением Департамента с 27.03.2009. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной и или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. Суды пришли к выводу, что Централизованной организацией Российской церкви веры евангельской пятидесятников не представило надлежащих доказательств использования спорного здания для религиозных нужд, здание не является объектом религиозного или благотворительного назначения. Согласно выписки из ЕГРН, помимо здания общей площадью 40,2кв.м, кадастровый номер 77:03:0019995:155, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0010005:4622 по адресу: г. Москва, р-н Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл.10А, строение 5, Централизованная организация Российской
Постановление № А66-12007/2021 от 05.07.2022 АС Северо-Западного округа
от 03.06.2015, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 69:10:0260101:380, предоставленный Обществу для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения открытой лодочной станции. Впоследствии виды разрешенного использования указанного земельного участка неоднократно изменялись. Так, постановлением Администрации от 13.02.2019 № 41 вид разрешенного использования «для размещения открытой лодочной станции» был изменен на «причалы для маломерных судов», а постановлением администрации Эммаусского сельского поселения от 25.11.2019 № 232 – на «отдых (рекреация)», который допускает размещение зданий, сооружений на земельном участке. Вместе с тем само по себе изменение вида разрешенного использования земельного участка не влечет автоматического изменения условий договора аренды от 03.06.2015, в том числе цели его предоставления. Кроме того, внесение изменений в виды разрешенного использования земельного участка, допускающего размещение на нем зданий и сооружений (25.11.2019), после выдачи спорного разрешения на строительство (21.03.2019) не является документом, свидетельствующим о законности действий Администрации по выдаче разрешения на строительство административного здания на земельном участке,
Постановление № А16-2848/2021 от 31.08.2022 АС Дальневосточного округа
производителю, пострадавшему в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области. К заявлению общество приложило договор аренды от 27.06.2019 № 51 с администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о предоставлении во временное пользование сроком на 3 года земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения», государственная собственность на который не разграничена, площадью 2700, 2789 га, кадастровый номер 79:03:0202001:16, для сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений , используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. Согласно пункту 1.2 договора аренды от 27.06.2019 № 51 срок его действия определен с 06.06.2019 по 05.06.2022, договор подлежал государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Договор аренды от 27.06.2019 № 51 государственную регистрацию не проходил. Также общество предоставило акт от 28.09.2019 № 33, зафиксировавший размер ущерба, причиненного паводком, общая сумма которого составила 910,5 тысяч рублей. Уведомлением департамента от 11.12.2019 № 2885/19 в выплате компенсации
Постановление № А66-12667/2021 от 13.10.2022 АС Северо-Западного округа
отражено в протоколе № 3 заседания Комиссии от 27.05.2021. Предпринимателю направлен проект соответствующего договора. Вместе с тем договор на право размещения НТО с предпринимателем не заключен, поскольку состоялось заседание Комиссии по безопасности дорожного движения (далее - Комиссия по БДД), на котором принято решение рекомендовать Администрации исключить из схемы размещения НТО на территории города Ржева торговый объект предпринимателя, так как нарушаются требования безопасности дорожного движения, условия «пешеход-транспорт», размеры прямоугольного треугольника видимости, где не допускается размещение зданий, сооружений , передвижных предметов (киосков, фургонов, рекламных конструкций, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м (выписка из протокола от 23.06.2021). На основании данного решения Администрацией принято постановление от 25.10.2021 № 815 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ржева Тверской области от 25.12.2019 № 1037» (далее - Постановление № 815), которым в постановление Администрации от 25.12.2019 № 1037 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ржева
Постановление № А26-4600/19 от 16.01.2020 АС Республики Карелия
отнестись критически, ввиду его отсутствия на момент обращения Предпринимателя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Податель жалобы полагает, что к допустимым доказательством расположения испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования следует отнести выписку из проекта планировки территории с.Деревянское с указанием планируемых и существующих красных линий. Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, таких доказательств в материалы дела не представлено. Податель жалобы полагает, что запрет, установленный пунктом 11.9 СП. 42.13330.2011 на размещение зданий, сооружений , передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.) в пределах треугольников видимости, не исключает возможность образовывать земельные участки, границы которых частично попадают в пределы треугольника видимости. Соответствующие ограничения влияют лишь на правовой режим использования образованных земельных участков. Министерство представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в
Решение № 2А-3481/2021 от 21.03.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
земельных участков. Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Город Ижевск» по адресу: <...> в Первомайском районе» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО «<адрес>» со следующими характеристиками: <адрес>, площадью 32446 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений , используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории по адресам: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) в <адрес>» утверждена схема расположена земельных участков со следующими характеристиками: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), площадью 17012 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15),
Решение № 3А-33/2021 от 26.07.2021 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)
земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ленинского района ЕАО, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: КН № <...>, вид разрешенного использования – осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведение свиней (выращивание кормов), в период с <...> по <...> (договор аренды от <...> № <...> зарегистрирован в ЕГРН <...>, соглашение от <...> о расторжении договора аренды зарегистрировано в ЕГРН <...>); КН № <...>, вид разрешенного использования – сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, размещение зданий, сооружений используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, в период с <...> по <...> (договор от <...> № <...> в ЕГРН не зарегистрирован, <...> земельный участок возвращен обществом администрации по акту приема-передачи). В период с <...> (начало применения оспариваемого постановления от 28.12.2019 № 491-пп) по <...> арендные платежи за земельный участок КН № <...> по договору от <...> № <...> арендатору ООО «Амурпром» начислялись по формуле, установленной пунктом 3 Порядка, с применение ставки арендной
Решение № 3А-1995/2021 от 15.12.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
оценки» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** В обоснование требований истец указал на то, что является собственником вышеуказанного земельного участка, в отношении которого приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждены результаты определения кадастровой стоимости с размере 5 121 914,10 руб. При определении этой стоимости были допущены ошибки, так как неверно определен вид использования земельного участка: 01:032 «Рыболовство, размещение зданий, сооружений , оборудования, необходимых для осуществления рыболовства (аквакультуры), зданий и сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции рыболовства», однако фактически земельный участок используется по коду 01:131 «Рыболовство. Водные объекты, предназначенные для рыболовства». На данном земельном участке не располагаются здания, первичная переработка продукции рыболовства не проводится, на участке находится водный объект, предназначенный для рыболовства, и осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с разведением, содержанием и выращиванием объектов рыболовства. Кроме того, данный земельный участок по местоположению отнесен
Решение № 3А-543/2022 от 04.08.2022 Московского областного суда (Московская область)
объектов недвижимости (в данный перечень вошли спорные объекты недвижимости), а именно использование недостоверных и некорректных данных о спорных объектах недвижимости в части расположения на земельных участках истца нежилых зданий, складов, асфальтированных дорог, что отражено на публичной кадастровой карте Росреестра, Яндекс Карте, Геопортале Подмосковья (РГИС). С учетом изложенного, объект недвижимости отнесен к сегменту 6 «Производственная деятельность», для целей определения кадастровой стоимости объекту недвижимости присвоен код расчета вида использования 01:150 «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Размещение зданий, сооружений , используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». Исходя из присвоенного кода расчета вида использования и имеющихся сведений, объект недвижимости отнесен к подгруппе «6.1.1. Производственные объекты с полными характеристиками». Отметила, что распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области № 15ВР-2200, принято уполномоченным органом государственной власти, соответствует закону и иным правовым актам, а также - положения данного распоряжения не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы административного истца. В обоснование своей правовой
Решение № 2А-548/19 от 07.06.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)
разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м., расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером ### площадью 90 000 кв.м, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 670 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений , используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, УСТАНОВИЛ: ФИО3 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) кадминистрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № Е-38/2-773, № Е-38/2-774; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м., расположенного по адресу: <...>,