ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Состав проекта освоения лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 06АП-3968/18 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
кодекса приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса). На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – приказ Рослесхоза № 69), действовавшим на дату представления обществом «Восток» деклараций), утвержден состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений. В соответствии с пунктом 3 данного приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Определение № А26-8945/20 от 26.10.2021 Верховного Суда РФ
2); лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6). Согласно частям 1 и 2 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса. Состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса). Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – Приказ № 69). В силу пункта 30 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок
Определение № 303-ЭС19-4998 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Таким образом, в лесной декларации содержится намерение стороны, декларация должна соответствовать проекту освоения лесов и договору аренды и не должна изменять их. На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – приказ Рослесхоза № 69), действовавшим на дату представления обществом «Реликт» деклараций), утвержден состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений. В соответствии с пунктом 3 данного приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной
Определение № 303-КГ15-4265 от 25.05.2015 Верховного Суда РФ
№ 1109П. Не оспаривая выводы Управления лесами и устранив отмеченные в заключении недостатки, общество письмом от 26.12.2013 исх. № 91/2013 вновь обратилось в административный орган с заявлением о проведении экспертизы изменений в проект освоения лесами. Экспертной комиссией выдано отрицательное заключение по изменениям в проект освоения лесов, утвержденное приказом Управления лесами от 23.01.2014 №49П. При этом в пункте 4 заключения содержатся следующие замечания, на основании которых комиссия и пришла к такому выводу: 4.1. действующим составом проекта освоения лесов и порядком его разработки не предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов в части увеличения срока действия проекта освоения лесов; 4.2. в соответствии с пунктом 33 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки производственная необходимость не является основанием для внесения изменений в проект освоения лесов; 4.3. в таблице 6.4.1 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» имеются выделы, относящиеся к особо защитным участкам лесов - орехоплодные насаждения, заготовка древесины в
Определение № А10-8548/19 от 09.09.2021 Верховного Суда РФ
310, 453, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 26, 72, 74.1, 88, 89, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, удовлетворил требования агентства. В обоснование встречного искового требования общество ссылалось на невозможность использования арендованного лесного участка по его назначению (заготовка ореха) в отсутствие надлежащим образом оформленных документов: зарегистрированного дополнительного соглашения к договору аренды, проекта освоения лесов, лесной декларации. Руководствуясь положениями статьи 12, части 1 статьи 88, статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 33 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17, суд, признав, что обязанность по подготовке всей необходимой документации, без которой пользование арендованным лесным участком не допускается, возложена на арендатора и в сфере его волеизъявления находится совершение фактических действий по своевременной подготовке и представлению на утверждение перечисленных документов, в отсутствие доказательств невозможности использования арендуемого лесного участка по
Постановление № 17АП-17784/2014 от 04.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
на утверждение представлены дополнения к проекту освоения лесов, которые не соответствуют договору аренды. Кроме того, судом не учтено, что изменение объема изъятия древесины по договору аренды повлечет за собой и изменение арендной платы. Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы заявителя, пришел к следующим выводам. Статьей 88 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта
Постановление № А60-38652/14 от 21.05.2015 АС Уральского округа
что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права. Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В соответствии с п. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на
Постановление № А55-34556/2021 от 29.09.2022 АС Поволжского округа
а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу частей 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей
Постановление № А56-56704/2021 от 13.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Приказа № 513). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав). Согласно пункту 3 Состава проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Согласно пункту
Постановление № А27-9244/2023 от 15.02.2024 АС Западно-Сибирского округа
за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу положений подпункта 2 пункта 2 статьи 53 ЛК РФ, части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Частью 2 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В этой связи приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (действующим в спорный период) утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому раздел проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с
Решение № 7-228 от 10.07.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
на основании договора аренды лесного участка № 200/Л-08 от 19.05.2008 г., заключенного с Департаментом природно-ресурсного регулирования Ямало-Ненецкого АО (далее -Департамент) в редакции действующих дополнительных соглашений к приведенному договору, Обществом используется лесной участок площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Надымский район (эксплуатационные леса Лонг-Юганского участкового лесничества в квартале 250, в выделе 12). Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69. В соответствии с п. 12 договора аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда №200/Л-08 от 19.05.2008 г. Общество обязано в установленном порядке разработать и предоставить в Департамент проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В нарушение требований закона и условий договора аренды лесного участка Общество использует лесной участок в отсутствии проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. По данному факту
Решение № 7-209 от 26.06.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
аренды лесного участка № 111/Л-08 от 31.01. 2008, заключенного с Департаментом природно-ресурсного регулирования Ямало-Ненецкого АО (далее -Департамент) в редакции действующих дополнительных соглашений к приведенному договору, Обществом используется лесной участок площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Надымский район (эксплуатационные леса Надымского лесничества в выделах <данные изъяты> квартале <данные изъяты> в выделах 2,4,5,7,18,38,53,66). Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69. В соответствии с п. 12 договора аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда № 111/Л-08 от 31.03. 2008 Общество обязано в установленном порядке разработать и предоставить в Департамент проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В нарушение требований закона и условий договора аренды лесного участка Общество использует лесной участок в отсутствии проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. Постановлением должностного
Решение № 12-188 от 05.06.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
установлено, что на основании договора аренды лесного участка №200/Л-08 от 19.05.2008 г., заключенного с Департаментом природно-ресурсного регулирования Ямало-Ненецкого АО (далее -Департамент) в редакции действующих дополнительных соглашений к приведенному договору, Обществом используется лесной участок площадью 0,4 га с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Надымский район (эксплуатационные леса Лонг-Юганского участкового лесничества в квартале 250, в выделе 12). Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69. В соответствии с п. 12 договора аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда №200/Л-08 от 19.05.2008 г. Общество обязано в установленном порядке разработать и предоставить в Департамент проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В нарушение требований закона и условий договора аренды лесного участка Общество использует лесной участок в отсутствии проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. По данному факту
Решение № 21-224/2022 от 17.05.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ. Статьей 12 Лесного кодекса РФ установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ). Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.02.2012 № 69 (далее - Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки). В соответствии с пункта 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и
Решение № 2-1021/2021 от 18.06.2021 Кинельского районного суда (Самарская область)
безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута. В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 59.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. На основании ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов , порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Операции, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации). Приказом Федерального