ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субсидии из федерального бюджета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А12-30187/18 от 22.11.2019 Верховного Суда РФ
(далее – Правила № 1203), в соответствии с пунктом 8 (1) которых предоставление субсидий осуществляется в соответствии с установленным пунктом 5 Правил распределением субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и соглашением, заключенным в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. В целях предоставления субсидии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение от 08.04.2016 № 07 G22.24.0026 (далее – соглашение о предоставлении субсидии), согласно которому объем субсидии из федерального бюджета составляет 120 295 300 рублей, минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области на исполнение софинансируемых расходных обязательств, составляет 51 55 100 рублей. УФК по Волгоградской области на основании приказа от 25.01.2018 № 57-ОД (в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960) провело проверку соблюдения Комитетом строительства как ответственным исполнителем программы условий софинансирования из областного бюджета расходных обязательств Волгоградской области, на выполнение которых предоставлялась субсидия. По итогам проверки казначейство пришло
Определение № 14АП-4789/19 от 04.03.2020 Верховного Суда РФ
частичной отмены представления и предписания. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Новгородской области ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, выражая несогласие с выводами судом в части пункта 1 представления от 19.09.2018 № 50-21-07/40пс. Казначейство считает ошибочными выводы судов о том, что в действиях МБУ «Административное управление городским хозяйством» по оплате работ по строительству и реконструкции дорог за счет средств субсидии из федерального бюджета отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, и указывает, что имело место намеренное расходование средств субсидии на цели, не соответствующие целям их выделения, по причине недофинансирования из бюджета Новгородской области по надлежащей статье расходов. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда
Определение № А40-222243/19 от 24.08.2020 Верховного Суда РФ
суда города Москвы от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2020, в удовлетворении требований заявителей отказано. В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Управление сельского хозяйства Тамбовской области и Администрация Тамбовской области возражают против указанных судебных актов и просят об их отмене, считая, что судами неправильно применены нормы права. Заявители ссылаются, что положения действующего законодательства и соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета предусматривают выплату субсидии сельскохозяйственным производителям в целях исполнения их обязательств по уплате процентной ставки по инвестиционным кредитам, возникших как в текущем, так и в прошлых периодах. Поэтому, как считают заявители, нецелевое использование средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной в 2017 году, ввиду ее направления на выплату компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям по обязательствам 2016 года отсутствует. Администрация Тамбовской области также ссылается на нарушение порядка применения бюджетной меры принуждения, так как она не являлась органом, ответственным
Определение № 09АП-65361/19 от 10.08.2020 Верховного Суда РФ
судебных актов, обжалуемым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2018 № 1518 на Федеральное казначейство возложена обязанность исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области путем бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Омской области, в сумме 10275 рублей 82 копеек. Основанием для вынесения приказа явилось бюджетное нарушение, выявленное Управлением Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области) по результатам проверки правомерности использования средств субсидии из федерального бюджета , обстоятельства которого отражены в представлении от 25.04.2018 № 52-19-11/2593, вынесенном в адрес министерства. Согласно представлению, министерством нарушены условия предоставления субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по развитию инфраструктуры сельских территорий, отраженные в соглашении от 23.03.2016 № 82/10-с, ввиду несоблюдения уровня софинансирования расходного обязательства за счет средств бюджета Омской области и за счет средств из внебюджетных источников. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200
Определение № 310-ЭС20-20664 от 24.12.2020 Верховного Суда РФ
и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как установлено судами и следует из судебных актов, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ) и Правительством Севастополя заключено Соглашение от 08.02.2018 № 069-08- 2018-095 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 1.2 и 3.2 Соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющему его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП «Об утверждении Государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной
Постановление № А46-9233/18 от 27.06.2019 АС Западно-Сибирского округа
БК РФ, пункта 2 приложения № 7 к федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, пунктов 2.2.1, 2.2.6 соглашения № 1054/20-с, что выразилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов ( субсидии из федерального бюджета ) – необеспечении за счет средств бюджета Омской области уровня софинансирования, что повлекло перерасход в 2015 году средств федерального бюджета в размере 504 130,15 руб.; - представление от 25.04.2018 № 52-19-11/2593 – подпункта «б» пункта 3 приложения № 8 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами
Постановление № 17АП-18109/17-АК от 10.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
01.06.2016, по состоянию на 01.07.2016, по состоянию на 01.08.2016, по состоянию на 01.09.2016, по состоянию на 01.10.2016, по состоянию на 01.11.2016 и по состоянию на 01.12.2016. По результатам рассмотрения представленных истцом документов Управлением в соответствии с п. 2.2.5 соглашения составлены справки-расчеты размера субсидии, выполненные по форме, установленной п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета по кредитным договорам (договорам займа), в том числе за период с 11.03.2016 г. по 11.04.2016, размер субсидии из федерального бюджета 559016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 559 016 руб.; за период с 12.04.2016 по 11.05.2016, размер субсидии из федерального бюджета 540984 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 540984 руб.; за период с 12.05.2016 по 11.06.2016, размер субсидии из федерального бюджета 559016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 559016 руб.; за период с 12.06.2016 по 11.07.2016, размер субсидии из федерального бюджета 540984 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 540984
Постановление № А33-29151/16 от 12.09.2017 АС Восточно-Сибирского округа
Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) и Правительством Красноярского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации 09.01.2014, заключено Соглашение № 4205-01-41/10-14 от 26.09.2014 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение). Предметом Соглашения в соответствии с пунктом 1.1 является предоставление Минкультуры России в 2014 году субсидии из федерального бюджета Правительству края на софинансирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, согласно предусмотренному перечню объектов в размере 50 млн рублей, что не превышает 50% стоимости строительства объекта. Правительство края обязуется принять указанную субсидию, использовать ее
Постановление № А22-2217/2022 от 31.10.2023 АС Северо-Кавказского округа
(далее – Гражданский кодекс), пункта 3 РД-11-02-2006, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), пунктов 3.1.15, 5.8 контракта от 01.07.2019 № 29-19, – оплата материалов, применение которых не подтверждено исполнительной документацией, представленным протоколом испытаний (116 177 рублей переплаты, из них 113 142 рублей 21 копейка за счет субсидии из федерального бюджета ). Исполнительной документацией подтверждено применение щебня марки 800, протокол испытаний от 02.12.2020 также представлен на щебень марки 800, при этом в акте КС-2 предъявлен к оплате щебень из природного камня для строительных работ марки 1200; – пункта 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), пунктов 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001, пункта 1.3 контракта от 01.07.2019 № 29-19, – оплата расходов по возведению временных
Решение № 2-596/2014 от 27.03.2014 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)
в заблуждение работников Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия относительно наличия у Бадмаева С.-Г.Б. маточного поголовья крупного рогатого скота, а так же произведенных им затратах на приобретение кормов. На основании представленных подложных документов Бадмаев С.-Г.Б. был включен Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в список получателей целевых средств федерального бюджета, после чего на банковский счет Бадмаева С.-Г.Б. №, открытый в Калмыцком ОСБ № Северо-Кавказского банка Сбербанка России в г. Элисте, из средств, полученных в виде субсидии из федерального бюджета , по платежному поручению от ххх № были перечислены денежные средства в сумме ххх рублей. ххх Бадмаев С.-Г.Б., находясь в сберегательной кассе Калмыцкого ОСБ № Северо-Кавказского банка Сбербанка России в <адрес>, действуя согласно предварительной договоренности с Дорджиевым С.Б., обналичил поступившие в качестве субсидии из федерального бюджета денежные средства в сумме ххх рублей, из которых ххх рублей передал Дорджиеву С.Б., оставив себе ххх рублей, которыми каждый распорядился по собственному усмотрению, тем самым совершив хищение
Определение № 33-3592/19 от 16.08.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
в список граждан, пострадавших в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, возложении обязанности включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края отказано (л.д.181-189). 1 августа 2019 года представитель Министерства территориального развития Забайкальского края СМА обратилась в суд с заявлением о разъяснении апелляционного определения от 9 июля 2019 года, ссылаясь на внесение для рассмотрения проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинасирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019г., утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 года №593», которым предлагается дополнить п.4 Правил (устанавливающий категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия по обеспечению жилыми помещениями взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в апреле
Постановление № 16-4581/2023 от 13.10.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Как следует из материалов дела, министерством просвещения Российской Федерации и администрацией Краснодарского края в лице министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края заключено соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (далее - ясельные места) в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - детсады), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение №031). В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что
Решение № 7-21-88/2018 от 26.03.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
дорог общего пользования регионального и местного значения, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий на 2013 г., согласно которому стоимость строительства подъезда от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе (далее - Объект «Ключевский») протяженностью 9,371 км., сроком строительства 2012-2014 гг. предусмотрена в сумме 767 366 540,00 руб. Объем финансирования в 2013 г. утвержден в сумме 287 988 044,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 150 000 000,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 137 988 044,00 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края определено в размере 47,91%). Соглашением о предоставлении в 2014-2016 гг. субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11
Апелляционное определение № 2-1212/2023 от 27.07.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)
клиническая больница» в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции подтвердила, что ответчик выплатила штраф 200 000 руб. и расходы на выплату стипендии в размере 34 792 руб. Судом также установлено, что с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. № 640 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а также государственными заданиями и Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2018-2021 гг. общий размер штрафа составил 284 945 руб. 30 коп. Информация о размере субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в разрезе государственных услуг и работ содержится в Приложении № 3 к указанным выше Соглашениям (дополнительным соглашениям к ним) о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных