ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

В случае установления недостоверности сведений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФАС РФ от 22.06.2009 N АК/19535 <О разъяснении применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд">
контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. Часть 4 статьи 12 Закона о размещении заказов указывает, что в случае установления недостоверности сведений , содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, установления факта проведения ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2002 N 1487-р <О назначении генерального комиссара российской секции на Всемирной универсальной выставке "ЭКСПО-2005">
обращения, заявления и иные документы (сведения), поступившие с использованием Единого портала и/или через систему взаимодействия, в целях последующей их обработки, подготовки ответов и осуществления оплаты государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе в целях информирования заявителей о статусе исполнения платежа за государственные и муниципальные услуги (функции), совершенного с использованием сервиса "личный кабинет"; 7) обеспечивать достоверность и актуальность сведений, передаваемых из своих информационных систем в иные информационные системы, участвующие во взаимодействии, а в случае установления недостоверности сведений - обеспечивать их изменение и информировать об этом изменении и о случаях выявления недостоверности сведений заинтересованных участников взаимодействия; 8) в случае установления недостоверности переданной Участником информации обеспечивать ее незамедлительное изменение (актуализацию); 9) обеспечивать сохранность, целостность и неизменность данных, передаваемых через систему взаимодействия и/или с использованием Единого портала, до момента поступления указанных данных в систему взаимодействия и/или на Единый портал; 10) обеспечивать сохранность, целостность и неизменность данных, получаемых Участником с Единого портала и/или
Письмо ФНС России от 08.07.2019 N ГД-4-14/13317@ <О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2019)>
в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством, в том числе: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в указанный реестр, но не более чем на один месяц (пункты 4, 4.1, 4.2 и 4.4 статьи 9
Постановление Правительства РФ от 14.02.2007 N 94 (ред. от 30.11.2016) "О государственной информационной системе миграционного учета"
осуществляется в течение 5 лет. Основания и порядок продления указанного срока определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти исходя из целей использования сведений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2016 N 1264) (см. текст в предыдущей редакции) 38. Порядок и срок хранения информации об иностранных гражданах в иных информационных системах определяются операторами этих информационных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 39. Оператор информационной системы в случае установления недостоверности сведений обеспечивает их изменение, при необходимости информирует об этом поставщиков сведений и (или) пользователей информационной системы. 40. Поставщик сведений в случае установления недостоверности сведений, переданных им для включения в информационную систему, обеспечивает изменение соответствующих сведений, при необходимости информирует об этом оператора и (или) пользователей информационной системы. 41. Пользователь информационной системы в случае установления недостоверности сведений информирует об этом оператора информационной системы. VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА 42. Участники информационного обмена (их должностные лица)
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 N 451 (ред. от 23.03.2024) "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (вместе с "Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме")
муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, а также о нарушении требований об обеспечении информационной безопасности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2014 N 680) (см. текст в предыдущей редакции) е) принимать незамедлительные меры по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования своих информационных систем и случаев нарушения требований об обеспечении информационной безопасности; ж) обеспечивать достоверность и актуальность сведений, передаваемых из своих информационных систем в иные информационные системы, участвующие во взаимодействии, а в случае установления недостоверности сведений - обеспечивать их изменение и информировать об этом изменении и о случаях выявления недостоверности сведений заинтересованных участников взаимодействия; з) принимать в электронной форме запросы, обращения, заявления и иные документы (сведения), поступающие в информационные системы, а также осуществлять их обработку и подготовку ответов в электронной форме. ------------------------------------------------------------------
Постановление № 19-АД2ЫЗ-К5 от 10.09.2021 Верховного Суда РФ
органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ. Пунктом 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре
Определение № 308-ЭС19-15600 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ
регистрации ликвидации юридического лица. Заявитель по предложению регистрирующего органа, приостановившего государственную регистрацию ликвидации общества, не представил сведения, опровергающие предположения о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. Обоснованность сомнений регистрирующего органа в достоверности сведений подтверждается обстоятельствами, установленными судами, а именно: наличие у регистрирующего органа данных, свидетельствующих о том, что в ликвидационном балансе не отражено действительное имущественное положение общества. Согласно пункту 4.4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку представленный заявителем ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, регистрирующий орган принял правомерное решение об отказе в государственной регистрации. Суд округа действовал в рамках предоставленных ему полномочий и пределах их осуществления, предусмотренных статьями 286, 287 Кодекса, не переоценивал доказательства, а применил нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Окружной суд дал надлежащую оценку доводам заявителя о том, что на момент принятия судом первой инстанции решения
Постановление № 17АП-11367/18-ГК от 26.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предоставляются: соответствующее заявление, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы. По смыслу статей 4 и 5 Закона о регистрации государственный реестр должен содержать достоверные сведения. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в ЕГРЮЛ (ч.4.4. ст.9 Закона о регистрации), следовательно, сохранение в ЕГРЮЛ записей, основанных на недостоверных сведениях, недопустимо. Представление в регистрирующий орган полного пакета документов не является безусловным доказательством соответствия произведенной государственной регистрации требованиям Закона о регистрации, поскольку доказанная недостоверность представленных на регистрацию сведений является самостоятельным основанием для признания государственной регистрации недействительной. С учетом изложенного, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также государственная регистрация изменений в сведения
Постановление № А56-65494/20 от 21.12.2021 АС Северо-Западного округа
ЕГРЮЛ, прекращена. В таком случае при недоказанности заявителями, что недействующим решением Инспекции от 02.03.2020 и соответствующей записью от 04.03.2020 о принятии данного решения нарушаются их права и законные интересы и после прекращения процедуры исключения Общества из ЕГРЮЛ, судебные инстанции правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований в этой части. Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице определен пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, предусматривающим в случае установления недостоверности сведений по результатам проверки направление регистрирующим органом юридическому лицу, его учредителям (участникам) и руководителю уведомлений о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в случае непоступления от юридического лица в течение тридцати дней с момента направления уведомлений соответствующих информации или документов, свидетельствующих о достоверности сведений. Поскольку относимые и допустимые доказательства направления Обществом в регистрирующий орган в установленном порядке документов, подтверждающих достоверность сведений, не представлены, суды правомерно
Постановление № 17АП-3443/2022-ГК от 07.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в учредительные документы юридического лица. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Москвин Владислав Владимирович (далее - третье лицо, Москвин В.В.). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2022 заявление удовлетворено. Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой решение просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в ЕГРЮЛ. Сотрудником ИФНС России по Верх - Исетскому району города Екатеринбурга 24.06.2021, 29.06.2021, 07.07.2021 были осуществлены осмотры объекта недвижимости, расположенного по адресу: ул. Мельникова, д. 27, кв. 216, г. Екатеринбург, в ходе которых деятельность ООО «Стройсервис» не установлена, квартира закрыта, представителей организации нет. Кроме того, по заявленному Обществом адресу направлены телеграммы от 17.06.2019, 22.06.2021, 29.06.2019 о явке руководителя ООО «Стройсервис» с целью дачи пояснений относительно смены адреса (место нахождения)
Постановление № 13АП-21528/2022 от 15.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 1 статьи 2 АПК РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах отнесены защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. Так, согласно статье 4.4 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение
Постановление № 4А-188/18 от 13.07.2018 Томского областного суда (Томская область)
«Томинко», а именно о его доле в уставном капитале, которая составила 100%, то есть 25000 рублей. К заявлению были приложены: решение единственного участника ООО «ПКФ «ЛесТех» от 08.02.2017, протокол общего собрания участников ООО «Родник-98» и ООО «ПКФ «ЛесТех» от 08.02.2017, изменения в устав от 08.02.2017. В соответствии с п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 25 названного Федерального закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Отменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья областного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Кадацкой И.В. состава административного правонарушения. В
Постановление № 4А-387/18 от 08.02.2019 Томского областного суда (Томская область)
ООО «КУБ» от 24.05.2018. Согласно названному постановлению, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило указание недостоверных сведений на странице 004 заявления в п. 1.2 «Распределение доли (части доли), принадлежащей обществу»: 10000 рублей вместо 7500 рублей. В соответствии с п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 25 названного Федерального закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Отменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья областного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Хаустова И.Ю. умысла на совершение правонарушения,
Постановление № 16-8555/2021 от 16.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления Согласно подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в числе иных, сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. В силу п.4.4 ст.8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений , включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п.1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что 23 ноября 2020г. директор ООО “АВТОСНАБ” Калайтан И.В. представил в Межрайонную ИФНС России №12 по Омской области документы, содержащие заведомо ложные сведения об адресе места нахождения общества, а именно согласно заявлению по форме № P14001
Решение № 12-21 от 18.01.2012 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
в кухне, покраска потолка и труб и др. Следовательно, фактическое состояние квартир, что и подтверждено документально, не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации. Информация о состоянии квартир, в том числе квартир по другим лотам, получена комиссией до рассмотрения заявок на участие в конкурсе (16.02.2011г.), в связи с чем, комиссия при рассмотрении заявок и принимая решение о допуске либо отклонения заявок, руководствовалась данными актами. Согласно требованиям ч. 4 ст. 12 Закона № 94-ФЗ, в случае установления недостоверности сведений , содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ, заказчик, конкурсная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе их проведения. Таким образом, комиссия, установив, что в заявках участников размещения заказа ФИО9 и ФИО4 указано о соответствии квартир требованиям документации, а фактически, что и отражено в актах, в данных квартирах необходимо провести ремонт, обязана отстранить таких участников от участия
Решение № 2А-3275/18 от 11.12.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)
2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Законодатель также предоставляет право иностранным гражданам исправлять сведения, содержащиеся в персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок, вносить изменения и дополнения в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета. В соответствии с п. п. 39, 40, 41 Постановления Правительства РФ "О государственной информационной системе миграционного учета" оператор информационной системы в случае установления недостоверности сведений обеспечивает их изменение, при необходимости информирует об этом поставщиков сведений и (или) пользователей информационной системы. Поставщик сведений в случае установления недостоверности сведений, переданных им для включения в информационную систему, обеспечивает изменение соответствующих сведений, при необходимости информирует об этом оператора и (или) пользователей информационной системы. Пользователь информационной системы в случае установления недостоверности сведений информирует об этом оператора информационной системы. Данные права по аналогии с другими правами вытекают из Конвенции о защите физических лиц