ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Валютный контроль между резидентами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФТС России от 29.08.2016 N 1647 "Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля"
государственной власти и иными организациями, в пределах компетенции Управления; 7) осуществляет учет внешнеторговых бартерных сделок; 8) организует учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими и юридическими лицами валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме; 9) осуществляет в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования, подготовку актов органов валютного контроля по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России, в том числе о прекращении действия выданных резидентам разрешений, в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, за исключением разрешений Банка России или его территориальных учреждений; 10) осуществляет обмен с таможенными органами информацией, необходимой для осуществления контроля и учета, относящегося к компетенции Управления, и формирования региональных баз данных; 11) осуществляет работу по хранению, комплектованию, учету
Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455 <О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ>
взаиморасчетов между резидентами - юридическими лицами". Резидент заключил договор комиссии с другим резидентом (далее - комиссионер), в соответствии с которым комиссионеру по поручению резидента за комиссионное вознаграждение от собственного имени и за счет резидента надлежало заключить контракт с нерезидентом на выполнение резидентом комплекса работ. Согласно акту о выполнении работ все работы по контракту были выполнены резидентом, комиссионер получил с нерезидента всю оговоренную сумму в иностранной валюте и, удержав комиссионное вознаграждение, перечислил резиденту. Органом валютного контроля резидент был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в связи с тем, что осуществил валютную операцию, связанную с движением капитала, без разрешения Банка России. Суд поддержал позицию органа валютного контроля, указав, что не принимает довод заявителя о том, что "разрешение должно быть только у плательщика, поскольку законодательство о валютном регулировании и валютном контроле обязывает и плательщика и получателя средств оформить разрешение на проведение взаиморасчетов между резидентами - юридическими лицами". (Приокское
"Дополнительное соглашение N 2 к Соглашению от 01.08.2008 N БР-Д-12-4-1/ММ-25-2/6 "Об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" (утв. Банком России N БР-Д-12-4-1-С2, ФНС России N ОА-23-17/10@ 18.06.2018)
Департамент информационных технологий Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России В электронном виде 3 Ведомости банковского контроля по контрактам, в четвертой части уникального номера которых указаны коды вида контракта "1", "2", "3", "4" или "9", а также по кредитным договорам, в четвертой части уникального номера которых указаны коды вида кредитного договора "5" или "6" Ежедекадно Не позднее 7-го рабочего дня после отчетного периода Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России В электронном виде 4 Перечень юридических лиц - резидентов - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в отношении которых выявлено наличие перед ними задолженности нерезидентов по контрактам, которые были сняты резидентами с учета (по которым резидентами были закрыты паспорта сделок (далее - ПС)) в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк и в дальнейшем ни в одном из уполномоченных банков не были приняты на обслуживание, либо по контрактам, которые были сняты с учета уполномоченным
Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. 12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. 13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 14. Запрос таможенного или налогового органа о
Постановление № 02АП-8369/2015 от 08.04.2016 Верховного Суда РФ
2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Статьей 25 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным Банком Российской Федерации. Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция № 138-И, главой 9 которой установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки. Согласно
Постановление № 5-АД21-117 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
расценена операция по переводу 06.06.2016 по распоряжению Кузнецова Н.В. денежных средств в сумме <...> долларов США после их разблокирования банком <...>, США (банка-корреспондента <...>) на счет названного лица в <...>, <...>, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации в нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле). Согласно названной норме Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Доводы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что у него отсутствовала возможность напрямую направить разблокированные банком <...>, США денежные средства в уполномоченный банк Российской Федерации ввиду прекращения в сентябре 2014 года банком <...>, США взаимодействия
Определение № 308-КГ16-1870 от 01.04.2016 Верховного Суда РФ
рублей штрафа. Управлением выдано предписание от 20.01.2015 № 58-05-01-17/111 об устранении нарушений путем обеспечения возврата в Российскую Федерацию денежных средств в размере 1 166 400 долларов США в течение 30 календарных дней со дня получения предписания. Не согласившись с вынесенным предписанием, общество "Таганрогский автомобильный завод" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты , если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не
Решение № А60-5102/17 от 08.04.2017 АС Свердловской области
оплате (евро) Фактически оплачено в евро Задолженность (евро) Срок оплаты 1 2 3 4 5 6 7 Заявка от 24.02.2016 15/07527 от 25.02.2016 08.04.2016 Оплата в течение 7 календарных дней с даты разгрузки автомобиля - т.е. до 21.03.2016 включительно) № 156814 от 14.03.2016 4 650 308,86 4 341,14 ИТОГО: 4 650 308,86 4 341,14 евро Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 9 ФЗ РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами разрешены операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов. Стоимость транспортных услуг, оказываемых Истцом Ответчику согласовывается в заявке в евро. Счета на оплату транспортных услуг выставляются в евро. Оплата производится в евро, либо в другой валюте, но только
Решение № А71-5714/15 от 14.09.2015 АС Удмуртской Республики
деле материалам в отсутствие сторон. Как следует из материалов дела, на основании договора оказания услуг между истцом и ответчиком были согласованы и подписаны поручения экспедитору на организацию перевозок грузов № 2 от 27.11.2014 и № 4 от 24.12.2014. На основании указанных поручений экспедитору истец оказал ответчику услуги по организации 24 перевозок грузов в международном сообщении. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 9 ФЗ РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами разрешены операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов. Стоимость транспортных услуг, оказываемых истцом ответчику, определятся в евро и в российских рублях. Счета на оплату транспортных услуг выставляются в евро. Оплата производится в валюте, указанной в поручении экспедитору
Решение № А45-20749/12 от 26.11.2012 АС Новосибирской области
это установлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела, 30.08.2012 между истцом и ответчиком был заключен договор автомобильных перевозок грузов, согласно которого истец выполняет по заявкам ответчика грузоперевозки, а ответчик обязан оплатить выполненные грузоперевозки. Стороны в пункте 6.5 договора предусмотрели, что основной валютой договора является ЕВРО. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами разрешены операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого их Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также дпо договорами страхования указанных грузов. Оплата за каждую грузоперевозку производится с отсрочкой платежа на условиях коммерческого кредита на 14 банковских дней – при расчете в валюте, со дня, следующего за днем получения документов, являющихся
Постановление № А55-14608/16 от 21.10.2016 АС Самарской области
на дату пода чи иска 1/ № 925 от 23.09.2015 № 1 от 16.09.2015 №2 от 22.09.2015 № 3 от 22.09.2015 №4 от 21.09.2015 № 5 от 22.09.2015 №6от 25.09.2015 3 250 евро № 48286мЛ от 06.10.2015 02.11.2015 до 17.11.2015 198 798,64 рублей (2 485,85 евро по курсу ЦБ РФ на дату платежа 03.03.2016) 764,15 евро Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами разрешены операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов. В соответствии со статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться
Решение № А45-18454/2012 от 18.07.2012 АС Новосибирской области
инстанции. Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. 09.12.2011 между сторонами был заключен договор № 3583 об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее – договор). Во исполнение договора стороны 09.12.2011 согласовали и подписали заявку № 1 на осуществление международной перевозки груза по маршруту: Греция – Россия с датой погрузки 14.12.2011. Согласно подп. 4 п.1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" между резидентами разрешены валютные операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов. Согласно условиям заявки стоимость перевозки составила 6 800 Евро в рублевом эквиваленте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического исполнения обязательства по оплате. Оплата оказанных
Решение № 2-3681/10 от 22.12.2010 Раменского городского суда (Московская область)
Согласно п.3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке. Случаи использования иностранной валюты для осуществления расчетов на территории Российской Федерации определены валютным законодательством. В соответствии с пп.1 п.3 ст.9 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173 –ФЗ « О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами и уполномоченными банками без ограничений совершаются валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам. Сбербанк России является уполномоченным банком, что подтверждается Генеральной лицензией на осуществление банковских операций <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой банку предоставлено право на совершение банковских операций в иностранной валюте. Поскольку стороны правомерно договорились о предоставлении кредита и проведении расчетов по заключенному кредитному договору в <...> и неисполнение
Решение № от 28.12.2011 Раменского городского суда (Московская область)
из следующего. Согласно п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке. Случаи использования иностранной валюты для осуществления расчетов на территории Российской Федерации определены валютным законодательством. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" между резидентами и уполномоченными банками без ограничений совершаются валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам. является уполномоченным банком, что подтверждается Генеральной лицензией на осуществление банковских операций от , в соответствии с которой банку предоставлено право на совершение банковских операций в иностранной валюте. Поскольку стороны правомерно договорились о предоставлении кредита и проведении расчетов по заключенному кредитному договору в и исполнение ими такого обязательства валютному
Решение № 2-3328 от 08.11.2010 Раменского городского суда (Московская область)
из следующего. Согласно п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке. Случаи использования иностранной валюты для осуществления расчетов на территории Российской Федерации определены валютным законодательством. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" между резидентами и уполномоченными банками без ограничений совершаются валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам. Поскольку стороны правомерно договорились о предоставлении кредита и проведении расчетов по заключенному кредитному договору в долларах США и исполнение ими такого обязательства валютному законодательству не противоречит, надлежащее исполнение обязательств заемщика и поручителей будет заключаться в возврате ими суммы кредита с причитающимися процентами и неустойками именно в долларах США.
Решение № 2-308/20 от 30.07.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)
- задолженность по основному долгу;13 403 доллара 27 центов США - задолженность по процентам за пользование кредитом; 4 289 долларов 20 центов США - задолженность по уплате процентов на просроченный основной долг; 27 227 долларов 15 центов США - пени, начисленные на сумму невозвращенного долга; 3 577 долларов 19 центов США - пени, начисленные на сумму процентов за пользование кредитом. На основании пп.1 п.3 ст.3 ФЗ № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» между резидентами и уполномоченными банками осуществляются валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов, уплатой процентов и штрафных санкций. Как разъяснено в пунктах 31 и 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" иностранная валюта может выступать в качестве средства платежа в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом, или в установленном законом порядке. Кредитным договором предусмотрена