ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зона негативного воздействия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Ростехнадзора от 11.04.2016 N 144 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах"
лучей. Обогрев трубопроводов теплоспутниками 2 Проработать вопрос климатологии блок-боксов: инженерные решения по теплоизоляции оборудования и трубопроводов отопления 2. Категория: воздействие технологической системы терминала на окружающую местность 2.1. Географиическое расположение, инфраструктура Выброс опасных веществ в окружающую среду. Воздействие поражающих факторов аварии на объекты инфраструктуры Загрязнение окружающей среды. Поражение персонала и населения. Материальный ущерб и экономические потери на других объектах инфраструктуры Предусмотрено размещение терминала с учетом удаленности от объектов производственной и непроизводственной сферы и вне зон негативного воздействия на объекты окружающей среды 3 II. Опасности на объекте (технологические риски) 3. Категория: опасные технологические факторы 3.1. Чрезмерный уровень Переполнение дренажной емкости и сепараторов Остановка технологического процесса. Нарушения подачи продукции потребителю. Экономические потери Использованы уровнемеры автоматического (с дистанционной сигнализацией) и визуального контроля 2 Рассмотреть вопрос защиты оборудования от переполнения во время АОР (HAZOP) 4. Категория: опасные факторы технического обслуживания 4.1. Необходимость блокировки. Требуемые байпасы Отказ оборудования Нарушения подачи продукции потребителю. Экономические потери Проектными
Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"
используются ими с соблюдением установленных ограничений. К охранным зонам транспорта могут относиться земельные участки, необходимые для обеспечения нормального функционирования транспорта, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта. С целью обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов в охранные зоны следует предусматривать включение приаэродромных территорий и входящих в них полос воздушных подходов. 12.17. В целях обеспечения нормальной эксплуатации земельных и водных ресурсов, объектов капитального строительства, безопасности населения могут устанавливаться зоны негативного воздействия по ГО и ЧС, в которых вводятся особые условия землепользования. Следует учитывать, что зона вероятной чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой существует или не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера. Как правило, эти зоны могут быть обусловлены наличием потенциально опасных объектов, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Кроме того, необходимо учитывать
Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 (ред. от 20.05.2020) "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"
- - - 2014 год/2014 год 502,3 метров повышение защищенности от негативного воздействия вод в том числе: средства федерального бюджета 108,3 20 55,2 33,1 - - - - - - - - - - средства бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов 134,7 24,2 67,4 43,1 - - - - - - - - - - Зона деятельности Верхне-Обского бассейнового водного управления Правительство Республики Алтай 128. Инженерная защита села Усть-Кокса в Республике Алтай всего 53,8 53,8 - - - - - - - - 2012 год/2012 год 1036 метров повышение защищенности от негативного воздействия вод в том числе: средства федерального бюджета 47 47 - - - - - - - - - - - - средства бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов 6,8 6,8 - - - - - - - - - - - - Администрация Томской области 129. Берегоукрепление правого берега Томи в г. Томске (от коммунального
Приказ Росрыболовства от 26.07.2018 N 507 "Об утверждении ведомственных программ комплексной профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций государственного контроля (надзора) на 2018 - 2020 годы" (вместе с "Программой профилактики нарушений обязательных требований в области законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений обязательных требований в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении государственной функции по осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства на 2018 - 2020 годы")
на общую сумму 14 млн. 452 тыс. руб. Учитывая ценность охраняемых Росрыболовством водных биологических ресурсов и среды их обитания, при определении объектов плановых проверок территориальными управлениями Росрыболовства в первую очередь выбирались хозяйствующие субъекты, оказывающие воздействие на среду обитания водных биоресурсов. В среднем по Росрыболовству 40% проверок касались субъектов, осуществлявших деятельность в водоохранной зоне водных объектов рыбохозяйственного значения. Доля предприятий, осуществлявших сброс сточных вод в водные объекты, составила 31,9% проведенных проверок. Хозяйствующие субъекты, в работе которых использовались водозаборные сооружения и перекачивающие механизмы, составили 12,4% проведенных проверок. В оставшиеся 16,7% проверок вошли хозяйствующие субъекты, осуществляющие иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на среду обитания водных биоресурсов. Среди загрязнителей водных объектов наибольшее внимание было уделено субъектам, добывающим полезные ископаемые (27% проверок), добывающим ПГС (22% проверок) и строительным организациям, работающим в водных объектах (22% проверок), а также субъектам лесопромышленной отрасли (11% проверок), предприятиям, загрязняющим водные объекты продуктами ГСМ (7%), осуществляющим дноуглубительные работы (6%) и использующим
Апелляционное определение № 9-АПА19-29 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ). Как указано в части 3 статьи 4 ГрК РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия
Определение № 04АП-5571/18 от 13.05.2020 Верховного Суда РФ
в состав Байкальской природной территории экологических зон. Следовательно, режим особой охраны распространяется на Байкальскую природную территорию в целом. При таких обстоятельствах суды, установив, что город Иркутск, на территории которого находятся 24 объекта общества (23 объекта внесены в региональный реестр объектов негативного воздействия и 1 объект – в федеральный реестр объектов негативного воздействия), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположен в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории, признали, что на территорию города Иркутска в полной мере распространяется действие Постановления № 913 о применении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом 2. Отклоняя доводы общества о подтверждении факта переплаты на момент подачи заявления, наличия разногласий по размеру переплаты, судами отклонен, поскольку основанием для отказа в зачете переплаты вышеуказанной суммы послужил вывод управления о неприменении обществом коэффициента 2, установленного Постановлением № 913. Существенных нарушений требований законодательства, которые могли бы повлиять на законность оспоренного решения, судами при проверке
Апелляционное определение № 2-АПА19-7 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
и 5 статьи 30 ГрК РФ). Частью 3 статьи 4 ГрК Р предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67
Постановление № 80-АД21-5 от 14.01.2022 Верховного Суда РФ
оснований, а равно ссылка заявителя на то, что часть земельного участка, на которой размещена свалка, не будет предоставлена обществу в собственность за выкуп в силу ее нахождения в зоне Р2 « зона зеленых насаждений общего пользования», не подлежащей приватизации, не ставит под сомнение изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что общество является пользователем земельного участка. Должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что, будучи лицом, в пользовании которого находится земельный участок, общество в силу закона обязано не допускать его захламление отходами, попадание отходов на почву, загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, иное негативное воздействие на них, а также выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. Равным образом по изложенным мотивам является несостоятельным довод жалобы о том, что к организации на земельном участке несанкционированной свалки общество непричастно. Оценив собранные доказательства
Постановление № 15АП-16936/18 от 09.01.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Задачами планирования развития территорий являются, в том числе установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса). Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится в границах зоны негативного воздействия от объектов капитального строительства. Согласно информации предоставленной из администрации муниципального образования Успенский район от 10.01.2017 № 01-17/6833, земельный участок расположен в границах зоны негативного воздействия от объектов капитального строительства. Актом обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 16.12.2016 № 560 установлено, что через спорный земельный участок проходит действующая линия ЛЭП мощностью 110 кВ. Согласно открытым источникам, содержащим актуальные сведения (публичная кадастровая карта), в ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:0144, площадью 249
Постановление № 12АП-6659/2012 от 02.10.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
услуги оплачивались Обществом в соответствии с условиями заключенных договоров, в соответствии с утвержденными тарифами; размещались отходы на выделенных для этих целей ООО «Комус» и ООО «Сингам» земельных участках (полигонах), включенных в региональный реестр размещения отходов. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что городские полигоны, на которых размещались отходы 3, 4, 5 класса опасности, являются специализированными и зарегистрированы в государственном (региональном) реестре объектов размещения отходов, то есть данные полигоны находятся в зоне негативного воздействия , что Управлением и Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области не оспаривается. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размещение образующихся у Общества отходов производства в спорный период производили специализированные организации ООО «Комус», ООО «Сингам» во исполнение заключенных договоров. Поскольку ВОАО «Химпром» не осуществляло деятельность по размещению отходов, в смысле придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то Общество
Постановление № А31-4462/2010 от 03.05.2011 АС Волго-Вятского округа
нанесении ущерба водным биологически ресурсам, размер которого в денежном выражении, согласно расчету от 13.05.2010 № 93, составил 66 629 рублей 30 копеек. Указанный расчет произведен на основе Методики подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов, утвержденной Минрыбхозом СССР от 17.06.1974 № 30-2-02, по формуле, применяемой при непосредственной гибели рыбы, но, как было указано в названной оценке, гибели рыбы не произойдет, поскольку взрослая рыба самостоятельно уходит из зоны негативного воздействия . На основании изложенного суд сделал вывод о том, что расчет ущерба, произведенный ФГУ «Верхневолжрыбвод», выполнен с нарушением названной методики, а именно по формулам, применяемым при расчете ущерба, причиненного рыбному хозяйству в результате непосредственной гибели рыбы, тогда как в данном случае непосредственной гибели рыбы или других организмов в данном случае не имело места, а размер ущерба может быть рассчитан только в отношении ухудшения условий для ее воспроизводства. Кроме того, в нарушение части 3
Постановление № А55-27670/15 от 26.07.2016 АС Самарской области
также статью 24 Федерального закона Российской Федерации от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире». Обществом 07.07.2015 повторно направлена заявка на согласование деятельности. В письме от 04.08.2015 № 4/5587 Управление обществу сообщило, что принимает часть возражений водопользователя. Между тем госорган отказал в согласовании в связи с тем, что рассматриваемый участок, согласно Приказу Минсельхоза России № 453 от 18.11.2014 по Приложению 6 входит в перечень нерестовых участков, расположенных на территории Самарской области; неправильно определена площадь зон негативного воздействия ; при расчете ущерба от гибели рыб не учтено наличие в видовом составе промысловых видов рыб. Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя требования общества, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего. В соответствии с частью 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные
Решение № 2А-968/18 от 29.06.2018 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)
от 12.04.2017 № 03-14/611 проведенными аналогичными Оценками воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 - 2054 гг.)» от 2016 г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016 № 03-05) во время причаливания и отхода судов создается зона турбулентности потоков воды, также взмучивание дна водоема и гидроудар от работающих движителей (винтов). Это приводит к гибели значительной части зообентоса в месте причаливания судов. В зоне негативного воздействия периодически будет происходить уничтожение организмов зообентоса. «Сидячие» и малоподвижные формы мягкого бентоса, являющиеся кормовыми объектами - пищей для рыб, будут завалены осадками взвешенных частиц, оседающих после взмучивания дна водоема. На основе ранее выполненных натурных наблюдений и исследований установлено, на участке поступления взвеси происходит гибель кормовых организмов в пределах 50 %. Это явление наблюдается на площади до 56 м (контрольного створа)
Решение № 7.2-196/2016 от 21.09.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)
обстоятельств: ошибочность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не может квалифицироваться как сокрытие экологической информации; вывод должностного лица и судьи районного суда о занижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду противоречит выводам плановой выездной проверки Росприроднадзора, проведенной в АО ТФ «Ватт» в 2014 г., с момента которой ни один из факторов, определяющих размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, не поменялся; объекты размещения отходов находятся в пределах промышленной зоны негативного воздействия , в связи с чем применение понижающего коэффициента 0,3 при исчислении размера платы соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 344), пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. №
Решение № 2А-337/19 от 28.05.2019 Успенского районного суда (Краснодарский край)
индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» за № 118. Мотивирован отказ наличием Санитарно-защитной зоны (СЗЗ) обозначенной на «Карте градостроительного зонирования территории с. Вольного Успенского района Краснодарского края» вокруг существующего сельского кладбища находящегося в черте населенного пункта Вольное и поскольку земельный участок, принадлежащий мне на праве собственности расположен в санитарно-защитной зоне, зоне негативного воздействия , в границах которой запрещается строительство объектов для постоянного проживания, мне отказано в выдаче разрешения на строительство. Как отражено в Уведомлении: «В соответствии с правилами землепользования и застройки Вольненского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета Вольненского сельского поселения Успенского района от 07.05.2014 г. №296 ( в редакции решения 19 сессии Совета муниципального образования Успенский район «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Вольненского сельского поселения Успенского района» от 23.11.2016
Решение № 2-2547/19 от 04.02.2020 Егорьевского городского суда (Московская область)
зонирования Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в отношении испрашиваемого земельного участка с №, площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Егорьевск, ул. Песочная, д. 8, данный земельный участок не ограничен в обороте, на планируемых особо охраняемых природных территориях не расположен, в зонах с особыми условиями использования территории - полностью расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – нормативных санитарно-защитных – от промышленных коммунально-складских предприятий и кладбищ (сведения подлежат уточнению); частично расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – технических коридоров ЛЭП. В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории. Подготовка