ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аттестация в промышленной безопасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А51-24650/2016 от 20.03.2018 Верховного Суда РФ
работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.02.2000 № 49, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, учитывая непредставление после выявленного нарушения, а также к моменту выдачи оспариваемого предписания документа, подтверждающего факт прохождения Сараевым В.Г. аттестации в области общих требований промышленной безопасности (А), а также при отсутствии документа, подтверждающего аттестацию руководителя в области энергетической безопасности (Г), пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания является обоснованным. Необходимость руководителю общества пройти проверку знаний по вопросам требований промышленной и энергетической безопасности, даже делегировав часть своих полномочий главному инженеру, следует из того, что руководитель общества остается ответственным за организацию и безопасную эксплуатацию тепловых установок. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Приведенные заявителем доводы,
Определение № А56-8052/20 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения обществом, эксплуатирующим взрывопожароопасный производственный объект, ранее выданного предписания от 03.04.2019 № 19-1670-807/ПР. В ходе проверки установлено, что предписание исполнено не в полном объеме, на момент проверки отсутствует аттестация в области промышленной безопасности руководителя предприятия, о чем составлен акт от 16.10.2019 № 19-5876-6469/А и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не установлена обязанность руководителя организации проходить аттестацию; в должностные обязанности генерального директора общества не входят вопросы обеспечения промышленной безопасности, следовательно, на общество не может быть возложена обязанность провести аттестацию в области промышленной безопасности
Определение № 02АП-1018/19 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
№ 682, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, Перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 09.09.2015 № 355, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды исходили из того, что эксперты должны иметь аттестацию в области промышленной безопасности как технических устройств, работающих под избыточным давлением, так и технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах (с учетом специфики объекта). Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф заменен на предупреждение. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами не установлено. Доводы жалобы получили исчерпывающую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших
Определение № 03АП-2826/20 от 21.05.2021 Верховного Суда РФ
в Минюсте России 31.12.2013 № 30992). Установив, что предписание выдано уполномоченным органом в установленном законом порядке, исходя из того, что каждый член комиссии несет ответственность за результаты аттестации в каждой области аттестации, установив факт отсутствия надлежащей аттестации у членов аттестационной комиссии общества (Поддуевой Е.А., Пичевой В.В., Дмитриевой С.Ю.) по вопросам промышленной безопасности в области аттестации, а ответственными могут быть только аттестованные работники организации, суды признали законным требование предписания в части обязательности наличия аттестации по вопросам промышленной безопасности в области аттестации у названных членов аттестационной комиссии, пришли к выводу, что спорное предписание в оспариваемой части соответствует требованиям законодательства и не нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности. Обстоятельства дела и представленных доказательства были предметом рассмотрения судов. При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
Определение № А55-35591/20 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ
областного суда от 02.11.2020, от 16.10.2020, которыми установлено наличие проектной документации, на основании которой произведена установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под давлением, соответствующей Градостроительному кодексу Российской Федерации, а также отсутствие необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении камеры приема (заводской № 53836, год изготовления 1990), используемой в качестве временного узла приема очистных устройств и дефектоскопов и установленной на 1339 км магистрального газопровода САЦ-1. Согласно пункту 5 статьи 14.1 Закона № 116-ФЗ аттестация в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения работниками трудовых обязанностей. Судами установлено, что начальник ЛЭС, должностные обязанности которого касаются осуществления строительного контроля, был аттестован в данной области 04.10.2019, что подтверждается протоколом заседания аттестационной комиссии № 28. Аттестация по блоку Б.2.13. «Проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности» предусматривает проверку знаний руководителей и специалистов, занятых проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов нефтяной и газовой промышленности, что
Постановление № 13АП-1411/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
пунктов 1 и 2 предписания Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Управление, Служба) от 29.06.2021 № 48-3003-1534/ПР. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены. В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 06.12.2021 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 установлено, что имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 01.07.2021. Общество не предоставило действовавшие на момент проверки протоколы аттестации, работники Общества последнюю аттестацию проходили в 2014 году, которая действительна только на 5 лет и, следовательно, в 2019 году были обязаны пройти аттестацию. Податель жалобы считает, что Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455 не может быть применено, поскольку относится к
Постановление № 13АП-35469/2021 от 23.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
постановление от 1 октября 2020 года № 1580 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» в целях обеспечения нормального режима работы организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции постановлением изменены сроки действия особенностей применения отдельных разрешительных режимов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. По 1 июля 2021 года увеличен период, в течение которого продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности , по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем организации, в которых работают работники с истекшими сроками аттестации, вправе направить их для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или в комиссии организаций (в зависимости от категории работника) по собственной инициативе. В данном случае Управлением не вменяется как нарушение обязательных требований - просроченный срок аттестации работников предприятия (26.06.2019), по областям аттестации в области промышленной безопасности указанные (имеющиеся) в документах
Постановление № А26-9746/2021 от 06.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
требований и условий при эксплуатации опасного производственного объекта: сеть газопотребления ОАО «Петрозаводский хлебозавод Сампо» (регистрационный номер А24-00878-0002). Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.11.2021 № 26-1124-5053/А, согласно которому Управлением выявлены следующие нарушения промышленной безопасности опасных производственных объектов: 1. В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 9, пункта 1 статьи 14_1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности , по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 №1365 (далее – Положение об аттестации), подпункта «е» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 (далее — Положение о лицензировании) не аттестован (не проведена проверка знаний) генеральный директор Общества Негриенко Д.В. (область аттестации А1); 2.
Постановление № А39-13433/2021 от 02.08.2022 АС Волго-Вятского округа
адресу: Республика Мордовия, город Саранск, р.п. Ялга, улица Пионерская, дом 12. Управление в период с 16.11.2021 по 29.11.2021 провело в отношении Общества плановую выездную проверку с целью контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации указанного объекта. В ходе проверки Управление выявило факты нарушения Обществом пунктов 1, 2 статьи 9, статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), а именно отсутствие аттестации по промышленной безопасности у руководителя организации – генерального директора Общества. Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление составило протокол от 02.12.2021 № 314. По результатам рассмотрения дела постановлением Управления от 09.12.2021 № 309 Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Общество оспорило постановление в судебном порядке. Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона № 116-ФЗ, суд первой инстанции признал доказанным
Постановление № 13АП-21471/2022 от 14.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
и аттестации работников в области промышленной безопасности. Частью 1 статьи 14.1 Закон N 116-ФЗ определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, опасного производственного объекта, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. В части 5 названной статьи установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Как следует из материалов дела, АО «Карелиянефтепродукт» эксплуатирует производственные объекты III класса опасности, а именно: - Склад ГСМ, адрес объекта: Республика Карелия, г. Петрозаводск, Суоярвское шоссе, д.50 (рег. № А24-00719-0023); - Склад ГСМ,
Постановление № 5-96/2022 от 13.04.2022 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)
проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанных опасных производственных объектов, эксплуатируемых ОАО «РЖД». В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, которые представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей; согласно пунктам 1-84 Акта проверки Енисейского управления Ростехнадзора от 04.02.2022 № 08/002/Р-360-62/2022, ОАО «РЖД» допущены следующие нарушения: Общие нарушения 1.В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 5 статьи 14.1 Федерального 21.07.1997 № 116-ФЗ; подпункта «а» пункта 2 Положения об аттестации в промышленной безопасности , по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 года № 1365, не аттестован по вопросам промышленной безопасности генеральный директор - председатель правления ФИО6 область аттестации А1. 2.В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за
Апелляционное постановление № 22-5971/2023 от 11.01.2024 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
на положения ч.1 ст.14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности», согласно которым работники организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с опасными производственными объектами, обязаны получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. При этом делает вывод, что Л. и С следующую аттестацию должны были проходить не позднее 21 февраля 2023 года, то есть по состоянию на 30 ноября 2021 года у них была действующая аттестация в области промышленной безопасности . Ссылаясь на положения Федерального закона «О промышленной безопасности», ответы на адвокатский запрос Сибирского управления Ростехнадзора, показания свидетеля М, являющейся специалистом-экспертом отдела кадров специальных работ и аттестации Сибирского управления Ростехнадзора, указывает, что, если сотрудник поменял должность, но несет ту же самую ответственность, то переаттестовываться не нужно, так как аттестация действительна в течение пяти лет. В связи с этим утверждает, что Л. и С при переходе с одной должности на другую переаттестация не
Постановление № 5-2050/2021 от 27.09.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)
профессиональное образование в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к заявлению об аттестации прикладываются копии документов о квалификации, полученных в течение 5 лет, предшествующих дате его представления, по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности по дополнительным профессиональным про граммам, соответствующим заявленной области аттестации. Согласно пункту 5 приложения № 5 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440: - имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 1 июля 2021 г. В ходе проведения проверки предоставлены следующие документы: - Протокол № 2015-12 аттестационной комиссии ОАО «РУСАЛ Ачинск» от 30.10.2015 - область аттестации Б.8.22, Б.8.23, Б9.31 на начальника ПДО ЯИГ; - Протокол № 2015-13 аттестационной комиссии ОАО «РУСАЛ Ачинск» от 03.11.2015 - область аттестации Б.8.21. на начальника ПДО ЯИГ; - Протокол № 2018-01 аттестационной комиссии АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» от 20.04.2018- область аттестации Б.1.3.,
Постановление № 5-96/2022 от 25.04.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
работники, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности. Категории работников, проходящих аттестацию
Решение № 07-346/2021 от 13.05.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
сооружений, объектов электроэнергетики; в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Закон о промышленной безопасности; г) не указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций (пункт 2 Положения об аттестации). Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные аттестационные комиссии) (подпункт «б» пункта 3 Положения об аттестации). В территориальных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения работники (подпункт «а» пункта 5 Положения об аттестации). Подпунктом «з» пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 (далее Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности) установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие