ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Индивидуальные приборы учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 02АП-3614/20 от 10.06.2020 Верховного Суда РФ
руководствовался статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Рекомендациями по первоочередным малозатратным мероприятиям, обеспечивающим энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города, утвержденным 17.01.2000, и разъяснил, что информация, передаваемая истцом ответчику должна содержать указание на то, к какому типу счетчиков (тахометрическому (механическому), индукционному (электромагнитному), ультразвуковому, вихревому) относятся установленные в многоквартирных домах индивидуальные приборы учета . Суды апелляционной инстанции и округа посчитали разъяснения суда первой инстанции верными и не нарушающими нормы материального права и права и законные интересы сторон спора и/или повлекшими возникновение для них негативных последствий. Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонены со ссылкой на то, что типология счетчиков, приведенная судами, не противоречит их типам, указанным в государственных стандартах, использование которых в силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального
Определение № 301-ЭС14-2951 от 29.12.2014 Верховного Суда РФ
окончании каждого отчетного периода определять объемы переданной потребителям электроэнергии (полезный отпуск) и направлять заказчику соответствующие сведения. Стороны обязывались ежемесячно производить расчеты за услуги исходя из фактических объемов переданной электроэнергии, указанных в актах об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности). Точки поставки («точки отпуска») согласованы сторонами в приложении N 2 к договору, в том числе в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии. В отношении 6580 таких домов точками поставки обозначены индивидуальные приборы учета электрической энергии граждан, а в отношении 24 481 дома – индивидуальные приборы учета электрической энергии граждан и приборы учета электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. Во исполнение условий договора в 2010 году сетевая компания передавала электроэнергию до потребителей гарантирующего поставщика (в том числе в указанные многоквартирные дома) и определила стоимость услуг исходя из объема, зафиксированного приборами учета, находящимися в согласованных сторонами точках поставки. Гарантирующий поставщик рассчитался за эти услуги по двухставочному тарифу, оплатив
Определение № 308-КГ16-14829 от 25.10.2016 Верховного Суда РФ
исходил из того, что при расчете коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии жильцам комнат коммунальной квартиры, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в отсутствие общего прибора учета коммунальной квартиры, следует применять пункты 50, 42 Правил № 354, согласно которым объем потребления электроэнергии должен определяться исходя из норматива потребления электроэнергии. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции исходя из следующего. В многоквартирном жилом доме по указанному адресу имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета , установленные в квартирах; также в указанном многоквартирном жилом доме имеются коммунальные квартиры, необорудованные общеквартирными приборами учета, при этом комнаты в коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии. Суд учел письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 № 42350-ол/04, в котором подтвержден вывод о том, что Правилами № 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире
Определение № 09АП-49733/18 от 22.04.2019 Верховного Суда РФ
и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установили фактические обстоятельства и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из недоказанности наличия обстоятельств, обосновывающих заявленные исковые требования, отметив, что расчет задолженности, представленный товариществом, является необоснованным; объем потребленных ресурсов рассчитан без учета того обстоятельства, что в помещениях предпринимателя установлены индивидуальные приборы учета . Приведенные заявителем кассационной жалобы доводы не опровергают выводы судов. Принимая во внимание сложившуюся между сторонами многочисленную судебную практику по вопросу исчисления объемов и стоимости потребленных нежилыми помещениями предпринимателя энергоресурсов и коммунальных услуг, оснований не согласиться с выводами судебных инстанций применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела и представленным доказательствам не имеется. Возражения заявителя не нашли подтверждения имеющимися в деле доказательствами. С учетом изложенного оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании
Определение № 11АП-20533/18 от 13.05.2019 Верховного Суда РФ
в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установили факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги по отоплению в нежилое помещение ответчика и пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. Представленный истцом расчет объема тепловой энергии, произведенный в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, судами проверен и признан верным. Принимая во внимание, что лица, установившие индивидуальные приборы учета тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, не освобождены от несения расходов на содержание общедомового имущества, в том числе приходящейся на эти цели тепловой энергии, изложенные в настоящей жалобе доводы не свидетельствуют о неправомерности принятых по делу судебных актов. Утверждение подателя об оборудовании помещений МКД приборами учета по существу направлено на переоценку выводов судов об обратном, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Поскольку возражениями заявителя не подтверждаются существенные нарушения судами норм
Решение № А79-9418/06 от 24.01.2007 АС Чувашской Республики
порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представители истца поддержали иск. По существу пояснили, что отношения сторон вытекают из договора на отпуск тепловой энергии № 52 от 15.02.02, который заключен истцом от имени и в интересах 95 юридических лиц, в том числе ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющих жилыми домами в г.Чебоксары. В 15 обслуживаемых истцом домах общедомовых приборов учета тепловой энергии нет. Жильцы 2 100 квартир в этих домах установили индивидуальные приборы учета горячей воды и оплачивают ее по показаниям приборов учета в соответствии с Временным положением о порядке организации в жилых домах учета потребления тепло-, водоснабжения и водоотведения, его оплаты по показаниям измерительных приборов, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.03.03 № 877 (далее- Временное положение). В результате того, что жильцы оплачивают тепловую энергию по индивидуальным приборам учета, а на оплату ответчик предъявляет счета-фактуры исходя из тарифа, установленного Республиканской службой по тарифам, то истец
Решение № А29-2011/14 от 06.10.2014 АС Республики Коми
ответственностью «ГазТехМонтаж» (далее -ООО «ГазТехМонтаж») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, в котором просит: - обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее –Управление) и Автономное учреждение Республики Коми «Комиинформ» (далее - АУ РК «Комиинформ») опровергнуть в средствах массовой информации заведомо ложные сведения, опубликованные 07.03.2014 г. на сайте http://11.rospotrebnadzor.ru в статье под заголовком «Внимание граждан! ООО «ГазТехМонтаж» не вправе устанавливать индивидуальные приборы учета газа» и 11.03.2014 г. на сайте www.komiinform.ru в статье под заголовком «ООО «ГазТехМонтаж» не вправе устанавливать индивидуальные приборы учета газа в Сыктывкаре»; - взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и с Автономного учреждения Республики Коми «Комиинформ» компенсацию нематериального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих деловую репутацию, в размере 300 000 руб. Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в отзыве на иск № 4243/01ю
Решение № А17-10986/19 от 20.08.2020 АС Ивановской области
с Энергосбытовой организацией. Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 отношения между сторонами начинаются непосредственно в ТП-39 и заканчиваются на границе балансовой принадлежности (контактные соединения кабельной линии ТП -39). Расчеты с населением проводит Управляющая компания, прямые договоры между потребителями и ресурсоснабжающими организациями отсутствуют. Истец должен применять к расчетам показания общедомового прибора учета с учетом границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности и только Ответчик, как исполнитель коммунальной услуги, контролирует и применяет к расчету индивидуальные приборы учета , использует коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в Многоквартирном доме, начисляет собственникам помещений за него плату. Индивидуальные приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового прибора учета, последний при осуществлении учета независим от реализации учета показаний индивидуальных приборов учета. Показания индивидуальных приборов учета, равно как и правильность учета ими электрической энергии, могли иметь значение, если бы Истец поставлял электрическую энергию Ответчику исключительно как коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества
Определение № А79-9418/06 от 23.11.2006 АС Чувашской Республики
который заключен от имени и в интересах 95 юридических лиц, в том числе ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющих жилыми домами в г.Чебоксары. В функции истца входит домовое обслуживание, сбор денежных средств за коммунальные услуги и перечисление их соответствующим организациям, в том числе и за тепловую энергию, поставляемую ООО «Коммунальные технологии». В 80-ти жилых домах имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, а в 15 жилых домах общедомовых приборов учета нет, но многие из жильцов установили индивидуальные приборы учета . Приборы учета были установлены энергосервисной организацией. Показания индивидуальных приборов учета за потребленную горячую воду в марте-июне 2006 года и подробный расчет были направлены ответчику письмами от 14.06.06 и от 21.07.06 для перерасчета с 01.03.06. Однако ответчик игнорировал данные письма и перерасчет не производил. Истец полностью оплатил предъявленные к оплате счета за потребленную тепловую энергию за март-июнь 2006 года, о чем свидетельствует акт вывери расчетов по состоянию на 30.09.06. В соответствии с пунктом
Определение № А29-2011/14 от 24.06.2014 АС Республики Коми
обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, в котором просит: - обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Коми) и Автономное учреждение Республики Коми «Комиинформ» (далее - АУ РК «Комиинформ») опровергнуть в средствах массовой информации заведомо ложные сведения, опубликованные 07.03.2014 г. на сайте http://11.rospotrebnadzor.ru в статье под заголовком «Внимание граждан! ООО «ГазТехМонтаж» не вправе устанавливать индивидуальные приборы учета газа» и 11.03.2014 г. на сайте www.komiinform.ru в статье под заголовком «ООО «ГазТехМонтаж» не вправе устанавливать индивидуальные приборы учета газа в Сыктывкаре»; - взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и с Автономного учреждения Республики Коми «Комиинформ» компенсацию нематериального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих деловую репутацию, в размере 300 000 руб. Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в отзыве на иск № 4243/01ю
Апелляционное определение № 33-912/2017 от 21.03.2017 Курганского областного суда (Курганская область)
заседания Смирновой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 марта 2017 г. гражданское дело по иску К.Е.В. к АО «Водный союз», ПАО «Курганская генерирующая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности, по апелляционным жалобам К.Е.В., АО «Водный союз», ПАО«Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 октября 2016 года, которым постановлено: «Исковые требования К.Е.В. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ ПАО «Курганская генерирующая компания» принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения в квартире по адресу: <адрес>. Признать незаконным отказ АО «Водный союз» принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения в квартире по адресу: <адрес>. Возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения в квартире по адресу: <адрес> c <...>. Возложить на АО «Водный союз» обязанность принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения в квартире по адресу: <адрес>a c <...>. В удовлетворении остальной части
Апелляционное определение № 33-3362/2015 от 10.04.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)
территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО»), просил: признать бездействие ответчиков, связанное с неустановлением индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в квартирах ( / / ) в доме ( / / ), незаконным; признать бездействие ответчиков, связанное с неустановлением общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в доме ( / / ), незаконным; обязать ответчиков установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в квартирах ( / / ) в доме ( / / ), ввести указанные приборы в эксплуатацию; обязать ответчиков установить общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в доме ( / / ) ввести указанные приборы в эксплуатацию. Заочным решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 20.10.2014 вышеуказанные исковые требования удовлетворены. С таким решением не согласился ответчик ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», его представителем
Апелляционное определение № 33-1194 от 28.02.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
составе председательствующего: Першиной И.В., судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В., при секретаре: Черновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по частной жалобе ТСЖ «Собственники» на определение Ленинского районного суда г.Кемерово от 04 декабря 2012 года по заявлению ТСЖ «Собственники» о взыскании судебных расходов по делу по иску ТСЖ «Собственники» к Сердюку И.Е., Сердюк Т.В., Сердюк Н.И., Сердюку И. И. о взыскании задолженности по коммунальным платежам, обязании установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, допуске представителя ТСЖ «Собственники» для осмотра внутриквартирного оборудования, У С Т А Н О В И Л А: ТСЖ «Собственники» обратилось в суд с иском к Сердюку И.Е., Сердюк Т.В., Сердюк Н.И., Сердюку И.И. о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере <данные изъяты>., пени за просрочку платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере <данные изъяты>., расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные
Апелляционное определение № 33-780/2018 от 19.02.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)
Дело <.......> АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Тюмень <.......> Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе: председательствующего судьи a12 судей: a9, a11 при секретаре a7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе <.......> на решение Калининского районного суда г. Тюмени от <.......>, которым постановлено: «Исковые требования <.......> к a2, a3, a1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязании установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета удовлетворить частично. Взыскать солидарно с a2, a3, a10 a4 в пользу <.......> задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в размере <.......>, пени в размере <.......>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......>, расходы по оплате услуг представителей в размере <.......>, всего <.......>. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.». Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда a9, судебная коллегия Тюменского областного суда, установила: Истец <.......> обратился с иском к a2, a3, a1 о взыскании
Апелляционное определение № 33-1776/2017 от 03.05.2017 Кировского областного суда (Кировская область)
Судья Романова О.А. Дело № 33-1776/2017 03 мая 2017 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего Сидоркина И.Л., судей Катаевой Е.В., Маркина В.А., при секретаре Савиных Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по иску ФИО1 к ФИО2 , ФИО3 , ФИО4, ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 , ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 , ФИО11 о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения и обеспечить их ввод в эксплуатацию, поступившее по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 31 января 2017 года, которым постановлено: заявленные ФИО1 исковые требования удовлетворить. Обязать ФИО2 установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в квартире по адресу: <адрес> Обязать ФИО3 установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию