ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Классификация автомобильных дорог - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А67-6327/20 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями федеральных законов от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суды отказали в удовлетворении заявления, установив факт отсутствия тротуара на данных участках дорог; спорные участки дорог входят в состав территории Каргасокского сельского поселения и относятся к третьей категории по ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования». Суды исходили из того, что требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные ими требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых предписаний недействительными. Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о неправильном применении
Определение № 04АП-1144/19 от 27.11.2019 Верховного Суда РФ
кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на участке км 140+650 (справа) относится к автодороге III категории и установив, что в нарушении ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования», пункта 19 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» расстояние от планируемого предпринимателем к размещению съезда к объекту дорожного сервиса до ближайшего существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта менее 600 метров, суд, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении
Определение № А07-22066/20 от 14.12.2021 Верховного Суда РФ
оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 4, пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 296-ст, пунктом 4.5.3 ГОСТ Р 58653-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования, утвержденного приказом Росстандарта от 13.11.2019 № 1120-ст, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Суды исходили из следующего: устройство испрашиваемого предпринимателем примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения от земельного участка на расстоянии менее 3 км от существующих пересечений и
Определение № А23-9319/2021 от 25.09.2023 Верховного Суда РФ
и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив положения процессуального законодательства, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования» установив, что расстояние от планируемого предпринимателем съезда к автомобильной дороги федерального значения, относящейся к дорогам общего пользования II технической категории, к принадлежащему ему земельному участку до ближайшего существующего примыкания менее 600 метров, пришли к выводу о том, что Учреждение правомерно отказало предпринимателю в согласовании обустройства примыкания к автомобильной дороге федерального значения. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не
Определение № А32-56446/20 от 07.04.2022 Верховного Суда РФ
Российской Федерации не имеется. Признавая незаконным оспариваемый отказ Министерства и обязывая его устранить допущенное нарушение прав предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования» (далее - ГОСТ Р 52398-2005), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2017 № 160 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края» (далее – постановление № 160) и исходили из следующего: спорная автомобильная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования II технической категории, поэтому согласно ГОСТ Р 52398-2005 организация примыканий для съезда возможна не чаще
Постановление № А32-56446/20 от 09.12.2021 АС Северо-Кавказского округа
условий, а также изготовить актуальную топографическую съемку, чтобы надлежащим образом завершить оформление всех необходимых документов на присоединение объектов придорожного рынка к автодороге. Однако по результатам обращения предпринимателя в министерство уполномоченный орган направил заявителю отказ в согласовании присоединения к автомобильной дороге (письмо от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями Закона № 257-ФЗ, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст об утверждении ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования». Обустройство примыкания объектов предпринимателя справа не создает угрозы безопасности дорожного движения, поскольку примыкание к АЗС «Роснефть» расположено на полосе движения слева. Ссылка министерства на пункт 11 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2017 № 160 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края» (далее – постановление № 160) судами отклонена. Материалы дела подтверждают, что объекты
Постановление № Ф03-7062/2021 от 10.02.2022 АС Дальневосточного округа
является магистральной улицей регулируемого движения и не входит в границы п. Мирный и Кипарисово II, как ошибочно указывал предприниматель в ходе судебного разбирательства. Пунктом 11 Порядка № 313 установлено, что в полосе отвода автомобильной дороги допускается устройство пересечения или примыкания другой автомобильной дорогой и размещение объектов дорожного сервиса. Кроме этого, дальнейшее согласование размещения примыкания (доступа) в одном уровне осуществляется при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в том числе: ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования»; СП 34.13330.2012 Требования к организации пересечений и примыканий к автомобильным дорогам установлены в СП 34.133330.2012, а при размещении объектов дорожного сервиса, выбор типа примыкания должен соответствовать требованиям СП 34.122220.20212 Пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» определено, что к классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»: - имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной
Постановление № А19-23354/2021 от 16.08.2022 АС Восточно-Сибирского округа
полосы) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км 1753+800 справа комиссия ФКУ Упрдор «Прибайкалье» выявила нарушения действующих норм и правил в отношении примыкания принадлежащей ответчику автозаправочной станции к этой дороге (акт о выявленных нарушениях от 12.10.2021). В частности, комиссия выявила нарушения следующих требований: пункта 5.1.11 ГОСТа 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (отсутствуют переходно-скоростные полосы); пункта 3.1.3 ГОСТа Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования» (доступ на участок автомобильной дороги III технической категории составляет менее 109 метров, тогда как должен быть в одном уровне не чаще, чем через 600 метров); пунктов 6.80 и 6.86 СП 34.13330.2021 Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85* (не соответствует длина участков отгона полосы торможения, а именно – расстояние от въезда на АЗС до существующего путепровода транспортной развязки составляет 35 м); пункта 4.4 ГОСТа 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.
Постановление № 17АП-11990/2022-ГК от 19.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
оценке законности решения Учреждения об отказе технических условий на обустройство проезда к принадлежащему заявителю объекту дорожного сервиса. Апеллянт оспаривает применение судом актов стандартизации, указывая, что п.6.3. СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85? отменен приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр; п. 5.5.8. ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования исключен из этого стандарта приказом Росстандарта от 15.04.2020 № 163-ст; ГОСТ Р 52398-2005. Национальный стандарт РФ. Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования не является обязательным к применению. Ссылаясь на расположение земельного участка заявителя и дороги в черте населенного пункта, полагает, что при обустройстве проезда к магазину следует руководствоваться требованиями СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89?, которыми не устанавливаются обязательные критерии частоты примыканий к дорогам в пределах населенных пунктов. Заявитель считает необоснованным вывод суда о самовольной организации съезда с трассы, поскольку
Решение № 290026-01-2018-000516-69 от 28.08.2018 Холмогорского районного суда (Архангельская область)
декабря 2018 года привести состояние дороги по д. Обухово Холмогорского района Архангельской области в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также обеспечить беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, а именно: Привести ширину проезжей части дороги на крутом подъеме (спуске) при въезде в д. Обухово протяженностью 40 метров в соответствие с требованиями п.5 табл. 1 ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования»; Устранить выбоины на крутом подъеме (спуске) при въезде в д. Обухово протяженностью 40 метров и привести дорогу в соответствие с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; Обеспечить регулярное поддержание состояния проезжей части дороги на крутом подъеме (спуске) при въезде в д. Обухово протяженностью 40 метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация
Решение № 2А-493/18 от 05.09.2018 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)
неопределенного круга лиц к администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в котором просит признать незаконным бездействие администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии дороги по ул.Майской ТОС «Майское» Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области на баланс органа местного самоуправления и не приведении дороги по ул.Майской ТОС «Майское» Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в соответствии с п.5 ГОСТ Р 52398-2005 « Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования»» возложить на администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанность по совершению действий по принятию на баланс дороги по ул.Майской ТОС «Майское» Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; возложить на администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанность устранить выявленные проверкой нарушения, привести дорожное покрытие проезжей части по ул.Майской ТОС «Майское» Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в соответствие с
Решение № 2А-1428/18 от 28.11.2018 Буденновского городского суда (Ставропольский край)
«Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды» на 223 км+595 м. слева. ДД.ММ.ГГГГг. на обращение истицы за подписью заместителя начальника ФКУ Упрдор «Кавказ» был дан ответ, из содержания которого усматривается, что в согласовании организации въезда-выезда к автомобильной мойке от участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-167 «Кочубей- Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды» на 223 км+595 м. слева, для подъезда к земельному участку было отказано, в связи с несоответствием нового присоединения к федеральной автомобильной дороге требованиям ГОСТ Р 52398- 2005 « Классификация автомобильных дорог ». Основные параметры и требования в части минимально допустимых расстояний между примыканиями в одном уровне, установленных для данной категории дороги. Считает, что действия ФКУ Упрдор «Кавказ» выразившиеся в отказе согласования организации обустройства подьезда к земельному участку, являются немотивированными, необоснованными и незаконными. Отношения, возникшие в связи использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о
Решение № 2А-418/2021 от 01.04.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
рекреационных территорий "Новые горизонты". Однако, по итогам рассмотрения соответствующего обращения ФКУ УПРДОР "Черноморье" приняло решение об отказе в предоставлении согласия, содержащего технические требования и условия, на строительство соответствующих примыканий к дороге, сославшись на то, что выполнить устройство испрашиваемых съездов-примыканий к федеральной автомобильной дороге А-147 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке обхода г.Сочи, II технической категории, в соответствии с представленной схемой не представляется возможным по причине несоблюдения требований п.3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 " Классификация автомобильных дорог . Основные параметры и требования", а также п.19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утв. Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне. Административные истцы считают соответствующее решение ФКУ УПРДОР "Черноморье" об отказе в предоставлении согласия на строительство примыканий к дороге не соответствующим закону, препятствующим административным истцам в реализации их