ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Материалы землеустройства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Росреестра от 01.07.2021 N Р/0208 "Об утверждении карты коррупционных рисков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и мер по их минимизации"
сведений из государственных реестров Начальник (заместитель начальника) структурного подразделения ЦА Росреестра; начальник отдела (заместитель начальника отдела) структурного подразделения ЦА Росреестра; сотрудники отдела структурного подразделения ЦА Росреестра, к сфере деятельности которых отнесено ведение государственных реестров Осуществление внутреннего контроля при рассмотрении представленных документов, проведение разъяснительной работы, предусматривающей снижение коррупционного поведения Переход на электронное взаимодействие. У-07 Постоянно Осуществление внутреннего контроля при рассмотрении представленных документов, проведение разъяснительной работы, предусматривающей снижение коррупционного поведения 25. Предоставление материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства Неправомерный/умышленный отказ в предоставлении материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства Государственные гражданские служащие территориальных органов Росреестра, наделенные полномочиями по предоставлению документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства Проведение разъяснительной работы с федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Росреестра, осуществляющими предоставление государственной услуги. Проведение разъяснительной работы с федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Росреестра, осуществляющими предоставление государственной услуги. У-18 ТО Постоянно Методические разъяснения. Методические разъяснения. Внутренний
Приказ Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации"
выполнение работ по выявлению существующих наименований географических объектов; 7.1.34. обеспечение защиты сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7.1.35. подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертных заключений о степени секретности геодезических и картографических материалов и данных; 7.2. участвует в пределах своей компетенции в работах Росреестра по созданию, внедрению, сопровождению и ведению информационных систем, автоматизирующих процесс выполнения функций и оказания государственных услуг в сферах деятельности Росреестра, а также информационно-телекоммуникационной системы и технических средств, необходимых для функционирования информационных систем; 7.3. организует: 7.3.1. проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти; 7.3.2. подготовку землеустроительной документации для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, а также для установления границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований; 7.3.3. создание в пределах своей компетенции геодезической и картографической основы Единого государственного реестра недвижимости; 7.4. обращается в установленном порядке:
"Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003)
вместе с другой проектной документацией. 7.10. Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке. Согласования представляются в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями. 7.11. Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство). Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью. 7.12. Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства , формируются в землеустроительное дело в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утвержденный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или правоустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подготовительных
Определение № 309-ЭС21-23653 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ
60 000 кв. м, расположенный по адресу: 800 м южнее с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, переданного в постоянное (бессрочное) пользование учреждению и расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части № 86727, относительно ориентира квартального столба, расположенного на пересечении квартальных просек кварталов № 112, 113, 136, 137, с учетом данных инструментальной съемки границ спорного участка, границы на местности определены по материалам землеустройства с привязкой от квартального столба: - точка 1: северо-восток 53°, 850 метров от квартального столба; - точка 2: юго-восток 67°, 202,35 метров от точки 1; - точка 3: юго-запад 22°, 295,26 метров от точки 2; - точка 4: северо-запад 66°, 113,27 метров от точки 3; Точка 4 является совпадающей с межевым знаком и начальной точкой 4 - 6, границей разрабатываемого карьера. - точка 6: юго-запад 51°, 52,10 метров от точки 4; - точка 7:
Определение № 306-КГ15-12648 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
земельный участок площадью 43 971 кв.м. (73:24:030806:1:ЗУ1) под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО «Металлторгсервис»; 2) земельный участок площадью 1192 кв.м. (73:24:030806:1:ЗУ2) под зданием, помещения в котором принадлежат как Волкову В.В., так и ОАО «Металлторгсервис», а также содержащего указание на то, что доступ к земельному участку 73:24:030806:1:ЗУ2 обеспечен обременением участка 73:24:030806:1 :ЗУ1 сервитутом площадью 1105 кв.м. Письмом от 23.06.2014 г. №73ИОГВ-10-01/3051исх Департамент отказал в согласовании раздела земельного участка подобным образом, указав, что из представленных ОАО «Металлторгсервис» материалов землеустройства не усматривается факт согласования раздела с ИП Волковым В.В. как с собственником помещений, расположенных на этом земельном участке и имеющим право пользования его частью. Департамент также разъяснил, что данный отказ не лишает ОАО «Металлторгсервис» права повторно обратиться с аналогичным вопросом при наличии согласования раздела с ИП Волковым В.В. Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь статьями 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации,
Апелляционное определение № 35-АПА19-7 от 30.05.2019 Верховного Суда РФ
под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель-земли лесного фонда. «2. Рекомендовать органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, оказывать лесхозам-филиалам государственного учреждения «Тверское управление лесами» содействие при формировании землеустроительных дел». Распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. № 544-ра «О переводе земель из одной категории в другую» в соответствии с приложением переведены земли общей площадью 19 617, 0 га, расположенные на территории Кашинского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда. В приложении к данному распоряжению в перечне земель в пункте 29 указаны земли сельскохозяйственного назначения, используемые АО «Василево» площадью 1 061 га. Как следует из материалов дела постановлением главы Администрации г.Кашина и Кашинского района от 01 февраля 1993 г. № 26-2 АО «Василево» предоставлено 3 126 га земель, в том числе в собственность 1 778 га, бессрочное (постоянное) пользование 1
Кассационное определение № 82-КАД21-1-К7 от 13.10.2021 Верховного Суда РФ
при выполнении кадастровых работ методов определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей в графе «3» реквизита «1» раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» указываются, в частности, метод спутниковых геодезических измерений (определений), а также картометрический метод (пункт 37 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921). В соответствии с пунктом 21 данного приказа для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо- геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства . Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более
Определение № 310-ЭС16-1771 от 27.05.2016 Верховного Суда РФ
частью федерального картографо-геодезического фонда. Предприниматель для получения исходных данных (координат пунктов государственной геодезической сети/опорной межевой сети) для проведения геодезических измерений в составе кадастровых работ в уполномоченные органы - управление или кадастровую палату не обращался. Полагая, что предпринимателем нарушены исключительные права Российской Федерации на материалы и данные федерального картографо-геодезического фонда, управление обратилось с настоящим иском. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 1229, 1252,1259,1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве », Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2004 № 726 «О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, Положением
Постановление № 07АП-12425/20 от 28.01.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда
перераспределения совхоза «Тарадановский» Крапивинского района Кемеровской области 2003 г. Комитет не мог не принять указанный земельный участок. Границы земельного участка фонда перераспределения земель были установлены в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, однако к моменту постановки его на кадастровый учет требования изменились и по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) граница участка не установлена. Тем не менее, она существует, соответствующие сведения содержатся в государственном фонде данных, доступны всем кадастровым инженерам. Материалы землеустройства фонда перераспределения совхоза «Тарадановский» Крапивинского района Кемеровской области 2003 г. (далее – Материалы землеустройства 2003 года) не учтены кадастровым инженером при выделе спорных земельных участков, чем нарушены требования п.21, 22 «Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412. Материалы землеустройства
Постановление № 18АП-7018/08 от 10.11.2008 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
а решение признает недействительным ввиду возникающей переплаты по земельному налогу. Суд апелляционной инстанции предложил сторонам представить обоснования, которыми лица руководствовались при начислении налога по декларации (плательщик) и доначислении по результатам проверки (налоговый орган). Плательщик пояснил, что исчисление налога производил на основании приемо – передаточных документов, где были указаны площади, относящиеся к объектам недвижимости. Инспекция, доначислив налоги в большем размере, не смогла пояснить за счет чего возникло расхождение. В перечне документов, изученных в ходе проверки, материалы землеустройства отсутствуют (л.д.5-6 т.2), из комитета по управлению имуществом истребованы сведения о площадях земельных участков по числящимся на балансах зданиям, строениям, сооружениям (л.д.6 т.2). Из представленных экспликаций следует, что земельные участки включают в себя кроме объектов недвижимости и незастроенные территории. Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего: По п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. По ст. 122 НК РФ
Постановление № 06АП-5560/10 от 21.12.2010 Шестого арбитражного апелляционного суда
стоимости 19 руб./га согласно смете затрат, но не более указанной выше. Дополнительным соглашением от 16.11.2005 стороны определили окончательный срок завершения работ – 30.12.2006. Согласно пункту 4.3 контракта оплата работ осуществляется исполнителю из средств областного бюджета по мере их поступления на счета заказчика, при условии выполнения пункта 4.5 настоящего контракта. Заказчик перечисляет исполнителю аванс в размере 10 % от общей суммы контракта в течение 10 дней после его подписания. По окончании работ исполнитель представляет заказчику материалы землеустройства и подписывает акт приема-передачи выполненных работ. На основании платежного поручения № 160 от 16.11.2005 заказчик произвел исполнителю перечисление аванса в размере 10% от общей суммы контракта - 238 320, 80 руб. В силу пунктов 4.4, 4.5 контракта окончательный взаиморасчет заказчика с исполнителем осуществляется в соответствии с подписанным двухсторонним актом приема-передачи работ. Акт составляется на основании представленных заказчику материалов землеустроительных работ по разграничению земель, подлежащих отнесению к собственности Амурской области, согласно выданному техническому заданию и
Постановление № А31-2835/2007 от 13.05.2009 АС Волго-Вятского округа
законами. В статье 19 Лесного кодекса установлено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Суд первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные в материалы дела документы, а именно: план установления в натуре границ город Костромы от 10.09.1956, генеральный план города Костромы, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 № 339, материалы землеустройства Костромского лесхоза, и пришел к выводу о том, что земельные участки (кварталы Пригородного и Караваевского лесничеств) относятся к землям лесного фонда и включены в границу (черту) города Костромы в 1957 году, когда черта города Костромы была установлена на местности (в натуре). Вместе с тем черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с
Постановление № 03АП-5961/20 от 22.09.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
КН 24:04:0000000:10744, если имеет, то определить площадь наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером 24:04:0301006:630 и земельного участка с КН 24:04:0000000:10744 и координаты точек причинения границ? При ответе на указный вопрос необходимо указать координаты поворотных точек пересекаемых частей земельных участков с указанием причин наложения (пересечения). 11.10.2021 в материалы дела поступило заключение судебной землеустроительной экспертизы, выполненное кадастровым инженером Белошапкиным Д.С. (т. 6). В заключении экспертом сделаны следующие выводы: - вопрос № 1: Имеющиеся в распоряжении материалы землеустройства - чертеж проекта перераспределения земель совхоза «Есаульский» Березовского района Красноярского края переведен в растровый формат bmp путем сканирования бумажного носителя. Далее полученное изображение экспортированы в ПО Credo Transform 4.6, где по выходам координатной сетки с учетом общей принятой номенклатуры разграфки карт и планов масштаба 1:10000 данный растр привязан в системе координат МСК-167 (система координат ведения ЕГРН в 4 зоне 24 кадастрового округа). Далее, изображение трансформировано, проверены на качество привязки и экспортированы в среду ТИС
Решение № 2-274/2018 от 19.06.2018 Беловского районного суда (Кемеровская область)
в ЕГРП 25.07.2006 за истцами. При формировании земельного участка исполнителем землеустроительных работ применялись данные проекта землеустройства (перераспределения) земель совхоза «<данные изъяты>» Беловского района Кемеровской области от 1993 года, утвержденного распоряжением администрации Беловского района № от 27.01.1993г. Принадлежащий истцам земельный участок с кадастровым № в состав земель фонда перераспределения земель проекта 1993 года не входил. В 2005 году по заказу КУГИ Кемеровской области на основании государственного контракта № от 10 июня 2003г. ОАО «Кемеровогипрозем» изготовлены материалы землеустройства земель фонда перераспределения колхоза «<данные изъяты>» (совхоз «<данные изъяты>») Беловского района Кемеровской области. Согласно указанным материалам, принадлежащий истцам земельный участок с кадастровым №, вошел в состав земель фонда перераспределения. Указанные материалы землеустройства колхоза «<данные изъяты>» (совхоз «<данные изъяты>») Беловского района Кемеровской области переданы муниципальным образованием Беловского муниципального района в собственность Кемеровской области и поставлены на кадастровый учет 20 сентября 2006г. с кадастровым №, то есть после государственной регистрации права собственности на земельный участок с
Решение № 2-2443/2015 от 17.11.2015 Омского районного суда (Омская область)
их границы были поставлены на кадастровый учет. В результате этого, кадастровый инженер, руководствуясь техническим заданием, вынуждена была обходить их, и границы лесного участка определять по границам уже отмежеванных участков. Об этих фактах они подавали сообщения в ТУ Росимущества в Омской области для принятия предусмотренных законом мер для освобождения земель лесного фонда. Границы земель лесного фонда содержатся в материалах землеустройства 1989 г. В 2009 г. они запрашивали архивные данные относительно урочищ лесного фонда. Эти данные, материалы землеустройства 1989 года послужили основанием для разработки материалов лесоустройства 2009 года. Представители третьих лиц Управления Росреестра по Омской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, третьи лица Кореневский В.В., Сидоренко В.В., Бухарова М.Н. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, против чего не
Решение № 2-1336/2016 от 07.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)
смежными земельными участками, было выяснено, что после проведения инвентаризации земель в д. Полевщина в {Дата изъята}, в {Дата изъята} расчеты инвентаризации легли в основу утверждения межевого плана и установления границ спорных участков, которые сейчас пытаются перенести. Данное межевание является незаконным и установленные ранее границы нарушают его права по следующим основаниям: в {Дата изъята} АООТ «Кировводпроект» провело инвентаризацию земель в черте н.п. Полевщина Чистопрудненской сельской администрации Ленинского района г. Кирова кадастровый квартал {Номер изъят} ( материалы землеустройства ). Распоряжением Администрации Чистопрудненского сельского округа {Номер изъят} от {Дата изъята}, в связи с завершением работ по межеванию земель и земельных участков утверждены фактические границы спорных земельных участков в д. { ... }. В Распоряжении {Номер изъят} от {Дата изъята} указывается, что материалы землеустройства, а также схема межевания была согласована. Никакого извещения или уведомления о согласовании спорных границ истец не получал и не согласовывал спорные границы. Просит признать материалы землеустройства в части установления границ
Решение № 2-264/19 от 01.08.2019 Беловского районного суда (Кемеровская область)
в ЕГРП 21.07.2006 за истцами. При формировании земельного участка исполнителем землеустроительных работ применялись данные проекта землеустройства (перераспределения) земель совхоза <адрес>) <адрес> <адрес> <адрес> от 1993 года, утвержденного распоряжением администрации Беловского района от 27.01.1993г., которому был присвоен инвентаризационный номер №. Также установлено, что в кадастровом деле на земельный участок № отсутствуют сведения о межевании данного объекта. В 2005 году по заказу КУГИ Кемеровской области на основании государственного контракта от 10 июня 2003г. ОАО «Кемеровогипрозем» изготовлены материалы землеустройства земель фонда перераспределения колхоза <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>. Согласно указанным материалам, принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером № вошел в состав земель фонда перераспределения. Указанные материалы землеустройства колхоза <адрес> переданы муниципальным образованием Беловского муниципального района в собственность Кемеровской области и поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГг. Материалы землеустройства земель фонда перераспределения земель колхоза <адрес> от 2005 года приняты к учету 20 марта 2006 года, то есть на момент выдела истцам в натуре принадлежащих им
Решение № 2-1/2022 от 13.05.2022 Прикубанского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)
общества Терского войскового казачьего общества и администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, управлению имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными, обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком, возложении обязанности о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границе Карачаево-Черкесской Республики предоставив материалы землеустройства в Управление Росрееста по КЧР по исковому заявлению администрации Прикубанского муниципального района КЧР к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и Управлению имущественных и земельных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета и о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными по встречному