ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 6.2.
Статья 6.2 До утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты , но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Постановление № 81-АД20-8 от 04.09.2020 Верховного Суда РФ
44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса). Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных
Определение № А75-13303/19 от 26.06.2020 Верховного Суда РФ
35, части 1 статьи 44, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс), части 4 статьи 23, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Предписаниями управления на общество возложена обязанность по соблюдению правил водопользования при сбросе сточных вод с производственной площадки Няганская ГРЭС выпуски № 1 и № 2, а именно не превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты . Не соглашаясь с указанными ненормативными актами, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении требования в части признания недействительным предписания от 17.04.2019 № 83-ВН/2, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Водного кодекса, Закона № 7-ФЗ, пришли к выводу о его законности, обоснованности и исполнимости. При этом судебные инстанции исходили из того, что в нарушение
Постановление № 81-АД20-7 от 04.09.2020 Верховного Суда РФ
44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса). Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных
Постановление № 5-АД20-59 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты , запрещается. Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до
Постановление № 13АП-31215/2014 от 07.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно частям 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на
Постановление № А42-171/17 от 24.08.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты . Часть 6 статьи 56 ВК РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с частью 1 статьи 60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться
Постановление № А66-211/17 от 02.02.2018 АС Северо-Западного округа
и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты , запрещается. На основании пункта 1 статьи 19 Закона № 7-ФЗ одним из способов государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду является нормирование в области охраны окружающей среды, задачи которого заключаются в обеспечении условий для сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. В силу статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть
Постановление № А42-172/17 от 12.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
В соответствии с частью 3 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод должно, в частности, содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Согласно части 4 статьи 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты . Как предусмотрено статьей 56 ВК РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6). В силу пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. Согласно
Постановление № А21-4292/20 от 31.03.2021 АС Северо-Западного округа
16 названного Закона). В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты , за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со статьей 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на
Решение № 7-815/17 от 03.05.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)
том числе дренажных, вод является одной из форм водопользования. В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты . Из положений ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ следует, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Как установлено судьей районного суда, по результатам проверки проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области выявлено, что ОАО «***, используя при осуществлении производственной деятельности
Решение № 12-368/2016 от 27.05.2016 Череповецкого городского суда (Вологодская область)
дела не подтверждается факт нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе и постановлении указывается о выявленном факте превышения установленных нормативов допустимых сбросов (далее - НДС). Указанное превышение было определено путем сравнения концентрации загрязняющего вещества, определенных в результате производственного контроля согласно протоколов количественного химического анализа (далее - протоколы КХА), с допустимой концентрацией загрязняющего вещества, указанной в Разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) совершенно разные величины как по порядку разработки и утверждения, так и по своему назначению. В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 г. №328, нормативы допустимого воздействия на водные объекты - нормативы в отношении допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на
Решение № 21-709/17 от 26.07.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В соответствии с ч. 6 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты , запрещается. Согласно п.1 ч.6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Как усматривается из материалов дела, 20.12.2016 в Департамент природных ресурсов и экологии КО поступила служебная записка начальника отдела по предоставлению прав пользования водными объектами о выполнении
Решение № 7А-229/17Г от 20.07.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)
также не были разъяснены их права и обязанности, не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, заявитель считает, что при решении вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности имелась возможность освободить его в силу малозначительности совершенного правонарушения. Судом вынесено изложенное выше решение. В жалобе на решение суда защитник МП КХ «Водоканал» продолжает настаивать на приведенных выше доводах, дополнив их доводом о подмене понятий «предельно допустимая концентрация» и « нормативы допустимого воздействия на водные объекты » Нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения. В соответствии с ч.4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Решение № 21-735/19 от 09.08.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
в размере 3 000 рублей. Решением судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 10 июня 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения. Дубровин О.Б. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить как незаконное, необоснованное, материалы дела направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в постановлении должностного лица указания на то, какое содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты . Дубровин О.Б., его защитник Шаламов А.М., должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие. Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему. Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение,