ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Продажа муниципального имущества на аукционе - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС17-6959 от 19.06.2017 Верховного Суда РФ
делением «город Махачкала» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.07.2016, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2017 по делу № А15-725/2016 по иску администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» к муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом города Махачкалы», индивидуальному предпринимателю Гасанову Шамилю Магомедэминовичу о признании недействительным аукциона, проведенного 14.08.2012 по продаже 22% обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Махачкалагорэлектросети», недействительным договора купли- продажи муниципального имущества на аукционе от 30.08.2012 № 9 с применением последствий недействительной сделки, возложив обязанность на предпринимателя возвратить комитету 194 665 штук обыкновенных, именных, бездокументарных акций общества, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», открытого акционерного общества «Махачкалагорэлектросети», акционерного общества «Реестр», установил: решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, постановлением арбитражного суда
Определение № 302-ЭС22-8616 от 17.06.2022 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, что на основании Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества (далее -Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 3860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, Постановления Российской Федерации от 23.07.2009 №604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 4.1.12 приказа Росимущества от 28.05.2019 №128 Управление 21.05.2021 опубликовало на электронной торговой площадке РТС-Тендер (www.rts-tender.ru) извещение № 210521/4103952/02 о проведении открытого аукциона по продаже древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (всего представлено четыре лота). Согласно извещению срок подачи заявок на участие в аукционе установлен с 24.05.2021 по 18.06.2021; определение участников аукциона назначено на 22.06.2021,
Определение № 07АП-9391/2015 от 06.09.2016 Верховного Суда РФ
того, поскольку в аукционной документации изначально был установлен запрет на продажу пива и напитков на его основе и определено, что арендатор вправе использовать нежилое помещение только для оказания услуг бани и сауны, заключение дополнительного соглашения, фактически предусматривающего предоставление Обществу нежилого помещения для оказания дополнительной услуги ( продажи пива), является изменением целевого назначения имущества, изначально предусмотренного аукционной документацией. Таким образом, стороны, исключив в соответствии с протоколом разногласий от 13.10.2014 пункт 5.4.11 договора аренды и изложив в дополнительном соглашении от 12.12.2014 пункт 5.4.12 договора аренды в иной редакции, в нарушение требований Закона о защите конкуренции установили иной порядок пользования муниципальным имуществом, не предусмотренный условиями публичного аукциона , обеспечили Обществу более выгодные условия пользования муниципальным имуществом по сравнению с условиями, сформулированными в аукционной документации, что повлекло ограничение конкуренции, нарушило публичные интересы, права и охраняемые интересы третьих лиц (потенциальных участников торгов, которые могли бы участвовать в аукционе при условии возможности осуществлять продажу пива в
Определение № 309-ЭС21-7166 от 07.06.2021 Верховного Суда РФ
N 3378-п "Об условиях приватизации объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге", комитет издал распоряжение от 26.11.2019 N 912 "Об утверждении аукционной документации для проведения торгов по продаже объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге, в электронной форме" и организовал проведение аукциона, предметом которого являлись вышеуказанное нежилое здание и земельный участок с кадастровым номером 56:44:0418001:598 по ул. Карагандинская, 19 г. Оренбурга. На сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение N 261119/0115653/01 аукциона по продаже муниципального имущества. Согласно итоговому протоколу N 1 заседания комиссии по подведению итогов аукциона в электронной форме от 26.12.2019 победителем аукциона по лоту N 2 определена предприниматель Пеннер П.В., с которой впоследствии заключен договор N 2540 купли-продажи нежилого здания и земельного участка от 09.01.2020. В силу пункта 1 договора комитет (продавец) обязуется передать в собственность предпринимателя Пеннер П.В. (покупателя), а покупатель обязуется оплатить и принять в соответствии с условиями договора следующее имущество: 1.1 здание, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе
Определение № 07АП-9391/2015 от 05.08.2016 Верховного Суда РФ
выводы судов о неизменности целевого назначения нежилых помещений бани, поскольку предоставление нежилого помещения для оказания дополнительной услуги ( продажа пива), приносящей прибыль, является изменением целевого назначения имущества, изначально предусмотренного аукционной документацией. По мнению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, суды необоснованно не приняли во внимание постановления администрации Березовского городского округа от 06.08.2014 № 492 «Об утверждении расчета арендной платы за использование муниципального имущества» и от 06.08.2014 № 493 «Об утверждении условий продажи права на заключение договора аренды муниципального имущества» и не учли, что Комитет рассчитал арендную плату исходя из единственного назначение передаваемого в аренду объекта, которая могла быть выше при отсутствии в аукционной документации названных запретов; исходя из целей проведения аукциона, последующее изменение его условий предоставило Обществу преимущество и привело к нарушению прав иных потенциальных претендентов, которые могли бы участвовать в аукционе в случае изначального включения в аукционную документацию условия о возможности продажи пива (напитков на его основе). Приведенные в
Постановление № 13АП-1363/2015 от 16.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Сланцевское шоссе, №32, инв № 2471, лит Б. Гараж, находившийся на земельном участке с кадастровым номером 47:28:03-01-036:0037. На основании постановления Администрации от 06.03.2013 № 66-п земельный участок с кадастровым номером 47:28:0301036:37 был разделен, в результате чего образовано 2 земельных участка с кадастровыми номерами: 47:28:0301036:211 общей площадью 4719 кв.м. и 47:28:0301036:212 общей площадью 2 485 кв.м. Во исполнение постановления Администрации № 343-п от 9.09.2013 и приказа КУМИ № 17 от 10.09.2013 была организована продажа муниципального имущества на аукционе путем выставления на торги земельного участка площадью 4 719 кв.м. с кадастровым номером 47:28:0301036:211, определена начальная цена приватизируемого участка - 788 000 руб., величина повышения начальной цены (шаг аукциона) - 10 000 руб. Судом первой инстанции установлено, что 13.09.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также в газете «Знамя труда» № 36 (14645) было опубликовано извещение о проведении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам Администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского
Постановление № А55-248/15 от 02.10.2015 АС Поволжского округа
статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающего порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества, действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении. В связи с этим ссылки управления на положения статьи 13 Закона о приватизации, согласно которой при приватизации государственного и муниципального имущества в числе прочих способов используется продажа муниципального имущества на аукционе или конкурсе, верно признана судами ошибочной. Статья 17.1 Закона о конкуренции устанавливает обязательное проведение конкурса или аукциона при заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользование государственным (муниципальным) имуществом и не распространяет свое действие на заключение договоров купли-продажи. Ссылка кассатора на ранее рассмотренные Арбитражным судом Поволжского округа дела № А55-7749/2013, А55-7750/2013, А55-7748/20123 не могут быть приняты во внимание ввиду иных обстоятельств настоящего дела. По перечисленным делам суд кассационной инстанции констатировал, что
Постановление № А60-6037/2021 от 07.12.2021 АС Уральского округа
из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. В силу статьи 1 Закона № 178-ФЗ под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Одним из способов приватизации муниципального имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 данного закона является продажа муниципального имущества на аукционе . Таким образом, как верно отмечено судами, продажа муниципального имущества является обязательной процедурой торгов, следовательно, жалобы на действия его организатора, подлежат рассмотрению по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - положение № 860). Условия приватизации муниципального имущества определены решением Думы городского округа Богданович от 19.11.2020 № 68 (далее
Постановление № А57-13767/2010 от 20.10.2011 АС Поволжского округа
муниципального жилого фонда - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., 18, площадью 5442.8 кв. м, включен в перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2010 году. Комитетом по управлению имуществом г. Саратова 02.07.2010 во исполнение указанных решений издано распоряжение от 02.07.2010 № 760-р «Об условиях приватизации объекта муниципального жилого фонда, общей площадью 636,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., 18». Данным распоряжениемопределенспособприватизации – продажа муниципального имущества на аукционе , форма подачи предложений о цене – открытая, заявляемая участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. Это распоряжение муниципального органа 07.07.2010 было опубликовано в газете «Саратовская панорама» с указанием сроков подачи соответствующих заявок и перечнем необходимых документов, представляемых претендентами. По результатам проведенных открытых торгов по отчуждению права собственности объектов нежилого муниципального фонда 11.08.2010 победителем аукциона признано ООО «Волгаторг». Между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ООО «Волгаторг» заключен договор купли-продажи объекта
Решение № 2-3647 от 31.05.2011 Новгородского районного суда (Новгородская область)
имущества понимается возмездноеотчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальныхобразований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Реализация ежегодной Программы приватизации муниципального имущества и заключение договоров купли-продажи приватизируемых объектов отнесена к компетенции Комитета, являющегося структурным подразделением Администрации Великого Новгорода (пункты 1.1, 2.8 и 3.11 «Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода», утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 01 июля 2003 года №173 (в действующей редакции). Одним из способов приватизации муниципального имущества является продажа муниципального имущества на аукционе (ст.13 Закона). Продажа муниципального имущества на аукционе оформляется договором купли-продажи, обязательным и необходимым условием которого является цена муниципального имущества (ст. 32 Закона). Цена муниципального имущества при приватизации такого имущества на аукционе определяется в установленном законом порядке, а поэтому условие о цене приобретаемого имущества может быть оспорено по мотивам несоответствия ее требованиям законодательства. В соответствии с Программой приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2011 году, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 23 декабря
Решение № 2-6598 от 12.12.2011 Новгородского районного суда (Новгородская область)
подприватизацией муниципального имущества понимается возмездноеотчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальныхобразований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Реализация ежегодной Программы приватизации муниципального имущества и заключение договоров купли-продажи приватизируемых объектов отнесена к компетенции КУМИ, являющегося структурным подразделением Администрации Великого Новгорода (пункты 1.1, 2.8 и 3.11 «Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода», утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.07.2003 года №173 (в действующей редакции). Одним из способов приватизации муниципального имущества является продажа муниципального имущества на аукционе (п.п. 2 п.1 ст.13 Закона). Продажа муниципального имущества на аукционе оформляется договором купли-продажи (п. 1 ст. 32 Закона), обязательным и необходимым условием которого является цена муниципального имущества (п. 2 ст. 32 Закона). Цена муниципального имущества при приватизации такого имущества на аукционе определяется в установленном законом порядке, а поэтому условие о цене приобретаемого имущества может быть оспорено по мотивам несоответствия ее требованиям законодательства. В соответствии с Программой приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в
Решение № 2-4758/20 от 07.09.2020 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)
дело по исковому заявлению Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области к Кузнецову ФИО о взыскании задолженности по договору купли-продажи, неустойки, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о взыскании задолженности по договору купли-продажи в сумме 579 887, 60 руб., неустойки в размере 489 754, 36 руб., мотивируя свои требования тем, что 23.01.2019 проведена продажа муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене имущества, организованная по распоряжению КУИ и ЗО от 27.11.2018 № 757-р «О приватизации муниципального имущества». Победителем продажи муниципального имущества по лоту № 1 признан Кузнецов ФИО с которым 24.01.2019 был заключен договор купли-продажи № 3 муниципального имущества – сооружение животноводства – каскадные пруды, площадью 665 000 кв.м., с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> и земельных участков, на которых расположено указанное сооружение: - площадью 41
Апелляционное определение № 2-6598/11-33-241 от 15.02.2012 Новгородского областного суда (Новгородская область)
лицам в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 3 ст.51). В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «0 приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Одним из способов приватизации муниципального имущества является продажа муниципального имущества на аукционе (п.п. 2 п.1 ст. 13 Закона). Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода, утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.07.2003 года №173 от 1 июля 2003 года, Комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода, являющийся структурным подразделением Администрации, реализует ежегодную Программу приватизации муниципального имущества и заключает договоры купли-продажи приватизируемых объектов.Продажа муниципального имущества на аукционе оформляется договором купли-продажи (п. 1 ст. 32 Закона), обязательным и необходимым
Апелляционное определение № 2-3688/19 от 14.07.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)
1994 года № 145 «О внесении дополнений в реестр муниципального жилого фонда и в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность», распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова от 29 января 2007 года № 112-р (т. 1 л.д. 159-162, 201). На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом города Саратова администрации МО «Город Саратов» от 06 июля 2018 года № 682-р «Об условиях приватизации объектов муниципального нежилого фонда», определен способ приватизации спорного подвала – продажа муниципального имущества на аукционе (т. 1 л.д. 185-187). На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом города Саратова администрации МО «Город Саратов» от 26 ноября 2018 года № 1329-р «О приватизации муниципального имущества посредством публичного предложения» определен способ приватизации спорного подвала – продажа муниципального имущества посредством публичного предложения (л.д. 83-85). 18 января 2019 года заключен договор купли – продажи №-пн нежилого помещения с кадастровым №, площадью 60,4 кв. м, расположенного в подвале двухэтажного жилого дома по адресу: