ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сбор за размещение отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия, Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Управление экономики и финансов Организационно-аналитическое управление 2.1.2 Утверждение графика проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Сбор информации, формирование графика, размещение в открытом доступе на официальном сайте Росприроднадзора 1 квартал т.г. (в течение года при необходимости вносятся корректировки) Подконтрольные субъекты, общественные организации, заинтересованные органы Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов. Увеличение публичности, понятности и открытости контрольно-надзорной деятельности Организационно-аналитическое управление соисполнители: территориальные органы Росприроднадзора 2.1.3 Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Открытая встреча-обсуждение, в т.ч. с трансляцией в сети "Интернет" ежеквартально, согласно утвержденному графику (размещен на официальном сайте Росприроднадзора) Подконтрольные субъекты, общественные организации, заинтересованные органы Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов. Увеличение публичности, понятности и открытости
Указ Президента РФ от 11.05.1993 N 656 "Об увольнении с военной службы военнослужащих федеральных органов государственной безопасности"
(копии документов) и сведения (далее - заявительные документы). 18. Для получения лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора следующие заявительные документы: а) заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. N 132 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"; б) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре,
Письмо Росприроднадзора от 11.07.2018 N АА-10-02-36/14300 "О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами"
г. N АА-10-02-36/14300 О РАЗЪЯСНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по результатам проверки деятельности территориальных органов Росприроднадзора в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также внесенного Росприроднадзору представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, направляет следующую информацию для использования в работе. 1. Согласно пп. "г" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062), лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовых договоров на осуществление деятельности в
Апелляционное определение № АПЛ19-525 от 06.02.2020 Верховного Суда РФ
потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; при этом сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно пункту 1 статьи 246 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на
Определение № А63-4282/20 от 27.08.2021 Верховного Суда РФ
актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, неустранение обществом нарушения лицензионных требований, выразившихся в отсутствии на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, необходимых для выполнения работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещения отходов I - IV классов опасности, явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением. При рассмотрении заявления суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением
Постановление № 32-АД19-4 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по обращению с отходами без лицензии. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления). В соответствии со статьей 1 данного Закона обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов
Определение № 04АП-128/19 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ
от 14.03.2019 по делу № А19-17216/2018 Арбитражного суда Иркутской области и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.06.2019 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» (далее – общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области (далее – управление, Росприроднадзор) о признании незаконным приказа от 21.06.2018 № 1244-од об отказе в переоформлении лицензии от 11.11.2011 № 038 00055 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установила: решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.06.2019, решение суда первой инстанции от 15.11.2018 отменено. Заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, указывая на нарушение норм материального права и норм
Постановление № 07АП-4688/2017 от 26.06.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда
что по условиям данных государственных контрактов предполагает переход бремени содержания данного имущества к исполнителю, безвозмездную передачу в собственность исполнителя отходов, образовавшихся в результате производственной деятельности. Предприятие указывает на то, что в ходе исполнения ликвидационных работ было произведено обезвреживание объектов ликвидации от опасных веществ, результат мониторинга за состоянием почвы свидетельствует об отсутствии негативного воздействия полигона на состояние почвы. Ссылаясь на определение КС РФ от 10.12.2002 года № 284-0, полагает, что Предприятие не должно платить сбор за размещение отходов , образовавшихся при ликвидации опасных производств, поскольку данная деятельность не связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Вместе с тем, Предприятие в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, Предприятие, как природопользователь, собственник отходов, должно осуществлять плату за размещение отходов. Таким образом, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную
Решение № А27-11065/14 от 12.04.2017 АС Кемеровской области
экспертизы; финансирование работ по ликвидации опасных производств осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2014 года)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.2008 №791; в ходе исполнения ликвидационных работ было произведено обезвреживания объектов ликвидации от опасных веществ; результат мониторинга за состоянием почвы свидетельствует об отсутствии негативного воздействия полигона на состояние почвы. Ссылаясь на определение КС РФ от 10.12.2002 №284-О, должник полагает, что ФГУП ПО «Прогресс» не должно платить сбор за размещение отходов , образовавшихся при ликвидации опасных производств, поскольку данная деятельность не связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Также предприятие указывает, что ФГУП ПО «Прогресс», исполняя государственные контракты, осуществило строительство за счет бюджетных средств полигонов для захоронения отходов, на сумму 154 229 350,39 рублей. В связи с чем, должник полагает, что заявителем должны быть учтены средства, освоенные предприятием на строительстве полигонов в счет экологических платежей. Более подробно доводы сторон изложены в заявлении, отзыве на
Постановление № 21АП-1492/16 от 25.08.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
так как утвержденная сумма некомпенсированной разницы между тарифами и стоимостью предоставленных услуг за 2013 год и 1 квартал 2014 года составила 158.500.557,40 руб. Плательщик утверждает, что ответов на эти обращения не получил (л.д. 33-38, 63 т. 2). Плательщиком также представлены платежные поручения и документы бухгалтерского учета (карточка бухгалтерского счета и авизо), из которых следует, что плательщик оплатил в ноябре 2014 году и в январе 2015 года за декабрь 2014 года налоговые обязательства по сбору за размещение отходов и загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты в общей сумме 55.845,69 руб. (л.д. 73-87 т. 2). В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 24 декабря 2014 года, далее - Закон Республики Крым N 56-ЗРК/2014) органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в
Решение № А81-7618/2021 от 27.12.2021 АС Ямало-Ненецкого АО
арендной платы включает в себя плату за отопление, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, оплачивается арендатором арендодателю на основании показаний: приборов учета электроэнергии, в случае их отсутствия на основании правил устройства электроустановок по установленной мощности электроприборов; приборов учета водоснабжения либо на основании норматива установленного СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»; приборов учета теплоснабжения, в случае их отсутствия пропорционально площади арендуемого объекта. Оплата за телефонную связь, справочные информационные услуги связи, междугородние переговоры, охранную и пожарную сигнализации, сборы за размещение отходов и иные дополнительные услуги, относятся к переменной части арендной платы и составляют сумму фактически произведенных и документально подтвержденных арендодателем расходов, возмещаемых арендатором. Согласно пункту 4.3 договора, арендная плата подлежит уплате арендатором ежемесячно авансовым платежом в срок не позднее 10 числа текущего календарного месяца аренды, подлежащей оплате. Согласно пункту 4.4 договора, арендодатель до 10-го числа следующего за месяцем, в котором осуществлялась аренда объекта, предоставляет счет-фактуру на основании акта сдачи-приемки услуг по аренде объекта. В
Постановление № 04АП-1133/2014 от 07.04.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
воздействие на окружающую среду, в связи с чем, соответствующие действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Росприроднадзор, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований. Представитель Росприроднадзора в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд дал неправильное токование норм действующего законодательства. Согласно действующему законодательству Центральный банк является плательщиком сборов за размещение отходов вне зависимости от своего вида деятельности, поскольку каждый субъект должен платить за образование и размещение отходов. Представитель Банка в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив суду, что признает себя плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, но при этом включал в эту плату суммы за размещение отходов, чем фактически не занимается, в связи с чем, подал уточненные расчеты, которые Росприроднадзор обязан был принять и оценить, а не возвращать их лишь по
Решение № 2-325/2022 от 04.05.2022 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
календарных дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не уведомит другую письменно о своем намерении расторгнуть (прекратить) договор. Ежемесячная арендная плата согласно п. 4.2 Договора состоит из постоянной и переменной части. Последняя включает в себя плату за отопление, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, которая оплачивается арендатором согласно отдельно выставленным счетам на основании показаний: приборов учета электроэнергии; приборов учета водоснабжения либо на основании норматива, установленного СНиП 2.04.01-85; приборов учета теплоснабжения пропорционально площади арендуемого объекта; сборы за размещение отходов и иные дополнительные услуги составляют сумму фактически произведенных и документально подтвержденных арендодателем расходов, возмещенных арендатором. Расчеты по договору производятся арендатором за фактическое число дней пользования объектом ежемесячно на основании выставленных счетов не позднее 10-го числа текущего месяца. В соответствии с соглашением от *дата* Договор расторгнут с *дата* Арендатор фактически выехал *дата*. Арендная плата за период с *дата* по *дата* оплачена ответчиком частично. Согласно актам сверки, ответчиком внесены платежи на сумму 189 601,39 руб.
Апелляционное определение № 2-325/2022 от 02.08.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
календарных дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не уведомит другую письменно о своем намерении расторгнуть (прекратить) договор. Ежемесячная арендная плата согласно п. 4.2 Договора состоит из постоянной и переменной части. Последняя включает в себя плату за отопление, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, которая оплачивается арендатором согласно отдельно выставленным счетам на основании показаний: приборов учета электроэнергии; приборов учета водоснабжения либо на основании норматива, установленного СНиП 2.04.01-85; приборов учета теплоснабжения пропорционально площади арендуемого объекта; сборы за размещение отходов и иные дополнительные услуги составляют сумму фактически произведенных и документально подтвержденных арендодателем расходов, возмещенных арендатором. Расчеты по договору производятся арендатором за фактическое число дней пользования объектом ежемесячно на основании выставленных счетов не позднее 10-го числа текущего месяца. В соответствии с соглашением от 1 июля 2020 года Договор расторгнут с 31 июля 2020 года. Арендатор фактически выехал 1 сентября 2020 года. Арендная плата за период с 1 декабря 2019 года по 31 июля 2020
Решение № 21-1325/2022 от 25.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 20.07.2021 № 03-23-39Т, в соответствии с которым за ООО «Торговый дом «Аверс» числится (выявлена) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере - 22 383,12 рублей, за размещение вышеуказанных отходов. Во исполнение указанного требования ООО «Торговый дом «Аверс» внесена плата за размещение отходов производства за 2020 (платежное поручение от 05.08.2021 № 1571), а также платежное поручение оплаты пени по сбору за размещение отходов производства за 2020 год от 05.08.2021 № 1572 на сумму - 933,38 руб. Также, ООО «Торговый дом «Аверс» 12.10.2021 № 5190910 в адрес ЮМУ Росприроднадзора была предоставлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, указав в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», информацию о фактически образованном количестве отходов - мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 733 21001 72 4, 4