ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Специальное должностное лицо - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 77-АД19-1 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58. Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены. В нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ общество в течение длительного времени не состоит на учете в Росфинмониторинга; в обществе отсутствуют правила внутреннего контроля и специальное должностное лицо , ответственное за их реализацию, то есть отсутствует организованная система внутреннего контроля; руководителем общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующее обучение не проводится. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к
Постановление № 305-АД15-8830 от 17.08.2015 Верховного Суда РФ
нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи. Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях банка состава вменяемого административного правонарушения. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц , ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных
Постановление № 308-АД14-595 от 05.06.2015 Верховного Суда РФ
организация и осуществление внутреннего контроля. Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля – это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц , ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или
Постановление № 17АП-15996/14 от 20.01.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
В соответствии с выпиской из ЕГРИП видом деятельности предпринимателя является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. С апреля 2014 года по 30 июня 2014 года ИП Хакимова Д.Д. осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг по купле-продаже объектов недвижимости, между тем за указанный период предпринимателем не оказывались посреднические услуги по совершению сделок, подлежащих обязательному контролю. При этом ИП Хакимовой Д.Д. не разработаны правила внутреннего контроля противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, не назначено специальное должностное лицо , ответственное за соблюдение указанных правил. В связи с чем прокурором г. Троицка Челябинской области вынесено постановление 30.06.2014 о возбуждении в отношении ИП Хакимовой Д.Д. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (л.д. 23-25), которое направлено для рассмотрения по подведомственности в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу. По результатам рассмотрения материалов административного дела Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
Постановление № А29-7167/14 от 18.02.2015 АС Волго-Вятского округа
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их отмены. Как следует из материалов дела, 25.08.2014 в Обществом поступил запрос Прокурора от 19.08.2014, адресованный директору Общества Ашихмину М.Н., о представлении в срок до 29.08.2014 сведений и документов, необходимых для проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: разработаны ли правила внутреннего контроля (при наличии предоставить копию); назначено ли специальное должностное лицо , ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (предоставить копию о назначении, должностную инструкцию). До сведения директора Общества Ашихмина М.Н. доведено, что неисполнение требований Прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет привлечение к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество посчитало данный запрос незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Руководствуясь частью 2 статьи 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Постановление № 17АП-12743/2015 от 13.10.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что Троицкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения ИП Величковой О.О. законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в ходе которой установлены следующие нарушения: - предприниматель не назначил специальное должностное лицо , ответственное за соблюдение Правил внутреннего контроля противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем; - не осуществляет мер по идентификации лиц, находящихся на обслуживании; - не осуществляет проверку наличия или отсутствия в отношении клиентов сведений об их причастности к экстремистской деятельности. Постановлением прокурора г. Троицка Челябинской области от 26.09.2014 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Предпринимателю вменяется неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
Постановление № 16АП-3094/14 от 06.10.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
закон, программа по приостановлению операций (сделок)); ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; з) программа проверки осуществления внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации). В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо , ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо). Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации (п.6 Требований). Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо (пункт 7 а) Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение
Постановление № А56-40152/17 от 20.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Протоколом об административном правонарушении №04-10/06-1/1 от 24.02.2016 было установлено, что на момент проведении проверки в Обществе: 1) отсутствуют правила внутреннего контроля; 2) отсутствует специальное должностное лицо , ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; 3) идентификация клиентов, выгодоприобретателей, выявление бенефициарных владельцев клиентов, а также публичных должностных лиц среди своих клиентов не проводится; 4) проверки раз в три месяца наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, информирование о результатах таких проверок уполномоченного органа не осуществлялось. Таким образом, при проведении проверочных мероприятий было
Постановление № 4А-124/2016 от 07.06.2016 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
документами и инструкциями в рамках действующего законодательства. В утвержденных ПВК, должностной инструкции и распорядительных актах содержатся конкретные действия в области противодействия (легализации) отмыванию доходов полученных преступным путем, которые Шибзухов А.Х. должен был осуществлять, и за неосуществление которых он был привечен к административной ответственности. Ошибочным заявитель полагает и вывод суда о том, что за осуществление внутреннего контроля ответственность в данном Банке в соответствии с разработанными Правилами внутреннего контроля несет уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо , назначаемое Банком, и что доказательств того, что Шибзухов А.Х. являлся уполномоченным сотрудником банка по ПОД/ФТ, то есть был назначен специальным должностным лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля, реализацию правил внутреннего контроля в филиале КБ ПАО КБ «Еврокоммерц», руководителем которого временно являлся, материалы дела не содержат. Заявитель указывает, что ПВК по ПОД/ФТ не содержат понятия «уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, назначаемое Банком», который несет ответственность за осуществление внутреннего контроля в
Решение № 12-215/2016 от 19.04.2016 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства. Кроме того, полагает, что производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено в связи с малозначительностью деяния, поскольку меры административного наказания, в данном случае, имеют неоправданно карательный характер, не соответствуют тяжести правонарушения и степени вины привлеченного к административной ответственности лица, негативных последствий не наступило. В судебном заседании ФИО1 и ее защитник ФИО3 поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснив, что в обществе назначено специальное должностное лицо , ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, на которое возложены обязанности по своевременному и правильному представлению в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Просили отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Представитель МРУ Росфинмониторинга по УФО ФИО4 в судебном заседании пояснила, что правилами внутреннего контроля на специальное должностное лицо не возложено конкретных обязанностей по своевременному и в полном объеме представлению в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному
Постановление № 4А-123/2016 от 07.06.2016 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
области противодействия (легализации) отмыванию доходов полученных преступным путем, которые Шибзухов А.Х. должен был осуществлять, и за неосуществление которых он был привечен к административной ответственности. По мнению заявителя жалобы, Шибзухов А.Х. не обеспечил достаточный контроль за действиями сотрудников Филиала, что повлекло совершение выявленных нарушений. Ошибочным заявитель полагает и вывод суда о том, что за осуществление внутреннего контроля ответственность в данном Банке в соответствии с разработанными Правилами внутреннего контроля несет уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо , назначаемое Банком, и что доказательств того, что Шибзухов А.Х. являлся уполномоченным сотрудником банка по ПОД/ФТ, то есть был назначен специальным должностным лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля, реализацию правил внутреннего контроля в филиале КБ ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» материалы дела не содержат. В жалобе указано также, что ПВК по ПОД/ФТ не содержат понятия «уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, назначаемое Банком», который несет ответственность за осуществление внутреннего контроля в ПАО КБ
Решение № 7-718 от 08.11.2010 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
от 01.11.2008г. №256 (вступил в силу 17.02.2009), руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение). Согласно п.4 Положения в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке), в перечень, предусмотренный п.2 настоящего Положения, включается, в том числе, специальное должностное лицо организации (филиала). В соответствии с п.13 Положения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - План-график). Согласно п. 15 Положения План-график определяется организацией для каждого указанного в п.4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II Положения. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что в нарушение указанных норм в план-график реализации программы обучения в целях