уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса). Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – Приказ № 69). В силу пункта 30 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 Лесного кодекса, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 Лесного кодекса, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Согласно пункту 33 Приказа № 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта
на невозможность осуществления заготовки и вывоза древесины в связи с неблагоприятными погодными условиями, представив справку федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточное управление по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 10.12.2018 № 13.1-7/666. Согласно декларациям от 19.12.2017 № 14,20,22,24,29,30,32,34,53 декларируемый период арендуемого участка определен с 31.12.2017 по 30.12.2018; декларациям от 21.02.2018 № 5,6,7 декларируемый период заготовки - с 26.03.2018 по 31.12.2018; декларации от 27.12.2018 № 1 декларируемый период заготовки - с 14.03.2018 по 31.12.2018. Срок действия проекта освоения лесов – до 31.12.2018. Заявление от 19.12.2018 № 61 подано обществом в пределах указанного периода. Поэтому испрашиваемое право на увеличение срока для заготовки и вывоза древесины ввиду случившихся неблагоприятных погодных условий не противоречит пункту 11 Правил № 474 и пунктам 7 - 8 Порядка № 17. Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами
Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными решений Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление) о приеме лесных деклараций от 29.11.2018 № 40/2018-57/20-18, 58/2018-65/2018, 33/2018, 36/2018, от 17.12.2018 № 66/Н-70/Н, 71/2018-74/2018, 76/2018, 86/2018, 88/2018, 89/2018, от 19.12.2018 № 90/Н, 91/Н, изложенных в письмах от 20.12.2018 № 02-18/17029, от 21.12.2018 № 02-18/17130, от 25.12.2018 № 02-18/17270, № 02-18/17269, от 26.12.2018 № 02-18/17335, от 27.12.2018 № 02-18/17593, в части слов «на срок действия проекта освоения лесов , получившего положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.06.2014 № 533П». Арбитражный суд Хабаровского края решением от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2019, удовлетворил заявленные Обществом требования. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и
и законных интересов заявителя, из чего следует отсутствие оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и необходимость отмены решения Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2014 и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014. Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к правомерному выводу о том, что право определения срока, в течение которого действует проект освоения лесов, принадлежит арендатору лесного участка, но ограничено максимальным сроком, указанным в Приказе Рослесхоза России № 69. Таким образом, установив первоначально срок действия проекта освоения лесов на два года (до 2014 года) и получив в установленном порядке его одобрение, общество реализовало свое право и связало себя обязательствами на указанный срок. Суд верно отметил, что действующее законодательство не ограничивает право арендатора неоднократно разрабатывать проект освоения лесов, которое может быть реализовано в период действия договора аренды лесного участка, а сохранение конкретного первоначального срока действия проекта освоения лесов не влечет нарушения прав арендатора. Кроме того, суд отметил, что судами нижестоящих инстанций
момент заключения Договора утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2007 № 125. Согласно пунктам 2, 9, 14 указанного порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 ЛК РФ; экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления; заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным; срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов . Обществом в материалы дела представлен проект № 2773-ПОЛ освоения лесов в отношении Участка, на который, как указывает Общество, получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Комитета от 14.06.2012 № 466, проект представлен в Комитет в установленном порядке. На момент утверждения заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов действовали приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее
от 16.12.2008 № 2-2008-12-161-Р, прошедшего государственную экспертизу 20.04.2010, утвержденного Распоряжением от 20.04.2010 № 176, в связи с чем суд первой инстанции посчитал соответствующую обязанность Общества исполненной. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее. Согласно пункту 30 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Так, в рамках представленного Обществом заключения (л.д. 34 тома 1) сделан вывод об установлении периода его действия на срок действия Проекта освоения лесов. При этом из пункта 2.11 раздела 2 данного Проекта следует, что срок действия проекта – до 10 лет, но не более срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества, как это предусмотрено
проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю 150 000 руб. за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока. Срок его действия договора 3 года (по 22.05.2020) (пункт 6.1 договора). Приказом Комитета от 03.07.2019 № 1860 утверждено положительное заключение на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду по договору (срок действия заключения установлен на срок действия проекта освоения лесов - до окончания срока действия договора аренды (по 09.05.2020). Между Комитетом и ПАО «ФСК ЕЭС» заключено дополнительное соглашение от 08.05.2020 № 1 к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен на 236 дней. Впоследствии сторонами заключено заключили дополнительное соглашение от 30.12.2020 № 2 к договору аренды о продлении срока действия договора на 362 дня. Письмом от 26.02.2021 Комитет уведомил ПАО «ФСК ЕЭС» о том, что в связи с продлением срока действия
лесов на участке от 03.08.2010 № 220-Л, утвержденный распоряжением Комитета от 03.08.2010 № 455, в связи с чем суд первой инстанции посчитал соответствующую обязанность Общества исполненной. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее. Согласно пункту 30 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). По смыслу указанной нормы срок действия проекта освоения лесов в любом случае не должен превышать срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Аналогично указано и в распоряжении Комитета от 03.08.2010 № 455 (пункт 2), согласно которому проект освоения лесов Общества утвержден на срок действия лесохозяйственного регламента Северо-Западного лесничества, утвержденного приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды
делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Считая принятое решение незаконным и необоснованным, заместитель начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1 обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой и дополнительной жалобой на него. В обосновании жалобы и дополнительной жалобы указала, что на основании договора аренды ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» является пользователем лесного участка № 86/07/014/2009-01/00012. Срок договора аренды с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года. Срок действия проекта освоения лесов окончился 28 марта 2014 года. Доказательствами подтверждается, что с 29 марта 2014 года по день вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности проект освоения лесов на лесной участок отсутствует. Лесная декларация на 2015 год также отсутствует, поскольку она была возвращена Обществу в связи с признанием ее недействительной по причине истечения срока проекта освоения лесов. Просит решение суда отменить. В судебном заседании представители Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей
Югры в области охраны окружающей среды ФИО1 № 05-105/2015 от 05 марта 2015 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Считая принятое решение незаконным и необоснованным, заместитель начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1 обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой на него. В обосновании жалобы указала, что на основании договора аренды ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» является пользователем лесного участка площадью 91, 654358 га. Срок действия проекта освоения лесов на этот земельный участок окончился 11 марта 2010 года. Доказательствами подтверждается, что на день вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности проект освоения лесов на лесной участок отсутствует, лесная декларация на 2015 год не сдана. Просит решение суда отменить. В судебном заседании представители Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, ФИО2 и ФИО3, на доводах жалобы настаивали в полном
охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3). Из содержания пункта 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 №24075) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Статьей 45 Лесного кодекса РФ предусмотрен вид использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Пунктом 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения
аренды, в части разработки проектов освоения лесов, использование лесных участков предоставленных в аренду в период с ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие проекта освоения лесов, а именно: арендатором лесного участка ООО «<данные изъяты>», переданного для ведения сельского хозяйства и выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений площадью 53,0 по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, был разработан проект освоения лесов, получил положительное заключение приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», срок действия проекта освоения лесов до ДД.ММ.ГГГГ, также приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения государственной экспертизы на внесение изменений в проект освоения лесов» срок действия проекта освоения лесов по ДД.ММ.ГГГГ; арендатором лесного участка ООО «<данные изъяты>», переданного для ведения сельского хозяйства и выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений площадью 19,33 га по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, был разработан проект освоения лесов, получил положительное заключение приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения государственной экспертизы
расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3). Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 № 24075)). Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации