ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Территориальные зоны - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 18-АПА19-94АППЕЛЯЦИОННОЕ от 23.01.2020 Верховного Суда РФ
земельный участок расположен в следующих функциональных зонах: зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования; зоне санитарно-курортных учреждений; зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначения, зоне объектов образования; зоне линейных объектов транспортной инфраструктуры; зоне специального назначения; зоне объектов образования и научных комплексов. Согласно карте градостроительного зонирования территории села Большой Утриш, являющей приложением к Правилам землепользования и застройки в редакции от 03 июля 2017 г. № 198, в границах арендованного истцом земельного участка расположены следующие территориальные зоны : зона озелененных пространств рекреационного назначения (Р-О); зона военных объектов и иные зоны режимных территорий (В); зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-2); зона объектов санаторно- курортного и туристического назначения (Р-К1); зона объектов образования (ТОД-2); зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1); зона пляжей (Р-П). В соответствии с разделом III выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок расположен в границе I зоны горно-санитарной охраны курорта (частично); в границе II зоны горно-санитарной охраны курорта
Апелляционное определение № 4-АПА19-17 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям решение суда не обжалуется. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны , градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим
Апелляционное определение № 2-АПА19-7 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации установила: решением Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 г. № 47 утверждены Правила землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области (далее - Решение № 47, Правила землепользования и застройки). Пунктом 1 статьи 3 части III «Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть- Кубинского муниципального района Вологодской области» установлено, что на карте градостроительного зонирования территории Высоковского сельского поселения выделяются территориальные зоны - зоны с особыми условиями использования территории (сервитуты) - С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности. Статьей 26 части III «Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области» установлена зона подтопления паводком 1% обеспеченности (С-4). Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки на территории населенного пункта - поселок Высоковское Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области содержит графическое изображение зоны с особыми условиями использования территории (сервитуты) С-4 -
Апелляционное определение № 78-АПА19-2 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
деятельности (пункт 3 статьи 4 ГрК РФ). Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 данного Кодекса - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны , градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Апелляционное определение № 53-АПА19-29 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
Указанное решение опубликовано 15 июля 2015 г. в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102 . Согласно материалам дела Попов АС. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и в соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением от 07 июля 2015 г. № В-122 (в редакции решения от 08 июля 2017г. № 18-223)) в отношении земельных участков установлены две территориальные зоны : зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Генеральным планом (приложения № 1 и № 3 к решению от 13 марта 2015г. № 7-107) указанные земельные участки отнесены к двум функциональным зонам: зоне застройки жилыми домами (1-3 эт.) и зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий. Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных
Постановление № 13АП-33893/20 от 18.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
установлено иное. Суд первой инстанции оставил данный довод заявителя без внимания, а суд апелляционной инстанции отклонил его, указав, что размещение объектов осуществляется на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для которых понятие «вид разрешенного использования» отсутствует. Между тем судами не учтено следующее. Исходя из положений пунктов 7, 8, 9 статьи 1, статей 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты; градостроительные регламенты устанавливаются для каждой территориальной зоны и включают определение видов разрешенного использования земельных участков в пределах границ территориальной зоны. Согласно статье 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 19.12.2018 № 71 (далее – Правила), указанными Правилами в муниципальном образовании вводится система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории
Постановление № 17АП-8121/2022-АК от 08.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны , градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ) В соответствии с ч, 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка
Постановление № 17АП-17561/2014 от 05.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
29.12.2007 №3222 и в соответствии с градостроительным планом земельного участка №RU-18508000-24, утвержденным постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 27.12.2007 №3219 предельное количество этажей зданий, возводимых на земельных участках с кадастровыми номерами 18:08:122001:0108 и 18:08:122001:0111 составляет 17 этажей (л.д. 27). Заявление ООО «Ванино» было рассмотрено на заседании комиссии Администрации МО «Октябрьское» (протокол №1 от 27.03.2014, л.д. 36). Комиссия в протоколе №1 от 27.03.2014 указала, что в соответствии с положениями ч. 4 ст. 30 ГрК РФ территориальные зоны не устанавливаются применительно к одному земельному участку, земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:122001:0108 и 18:08:122001:0111 не имеют между собой общей границы, согласно карты градостроительного зонирования с. Октябрьский, примыкание к зоне Ж-4 совершенно отсутствует, в результате чего, внесение изменений в Правила землепользования и застройки будет являться нарушением положений Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Октябрьское». 28.03.2014 Комиссия выдала Заключение об отклонении предложения ООО «Ванино» о внесении изменений в Правила землепользования и
Постановление № А71-7402/14 от 18.05.2015 АС Уральского округа
3222 и в соответствии с градостроительным планом земельного участка NRU-18508000-24, утвержденным постановлением Администрации от 27.12.2007 № 3219 предельное количество этажей зданий, возводимых на земельных участках с кадастровыми номерами 18:08:122001:0108 и 18:08:122001:0111 составляет 17 этажей. По результатам рассмотрения предложения общества «Ванино» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки комиссией принято решение, оформленное протоколом от 27.03.2014 № 1, об отклонении предложения общества, поскольку в соответствии с положениями ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны не могут быть установлены применительно к одному земельному участку, земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:122001:0108 и 18:08:122001:0111 не имеют между собой общей границы, согласно карты градостроительного зонирования муниципального образования «Октябрьский», примыкание к зоне Ж-4 совершенно отсутствует, в результате чего внесение изменений в Правила землепользования и застройки будет нарушением Градостроительного кодекса и указанных Правил. На основании заключения комиссии по проекту изменений 31.03.2014 Администрацией вынесено постановление № 36 об отклонении предложения о внесении изменений в Правила
Постановление № А55-35888/20 от 30.11.2021 АС Поволжского округа
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ). Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны , градостроительные регламенты. Системными положениями статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 ЗК РФ, установлено, что вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен исключительно к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Частью 1 статьи 18 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке
Решение № 3А-23/2021 от 11.06.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
зонирования; градостроительных регламентов. В соответствии с ч. 4 ст. 30, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон, по каждой из которых устанавливается свой градостроительный регламент. Вследствие изложенного, именно картой градостроительного зонирования определяется пространственные пределы действия соответствующих градостроительных регламентов. Истец указывает, что в нарушение норм федерального законодательства Картой градостроительного зонирования оспариваемого акта в отношении территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» (номер кадастрового квартала 14:19:206001 и 14:19:206002) установлены различные территориальные зоны , какие-либо исключения для территорий опережающего социально-экономического развития не установлены. Установление градостроительных регламентов в отношении территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно, имеющихся и потенциальных резидентов, иных правообладателей земельных участков в соответствующей территории, на которых возлагается не предусмотренная действующим законодательством обязанность по соблюдению правил землепользования и застройки. В письменных отзывах и в судебном заседании представитель административного ответчика Нерюнгринского районного Совета депутатов выражает несогласие с административным
Решение № 3А-100/2022 от 09.09.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)
декабря 2020 года, является, по мнению Суровегина В.А., введением в заблуждение Совета народных депутатов города Киржач, повлекшим принятие необоснованного решения. Кроме того, Суровегин В.А. полагал, что его предложения не были учтены, карта градостроительного зонирования утвержденных изменений в Правила землепользования застройки не была опубликована, а ее опубликованная фотография (либо копия) стала противоречить карте градостроительного зонирования действовавших Правил землепользования и застройки по значительному количеству отличий границ территориальных зон. В фотографии (либо копии) обновленной карты появились новые территориальные зоны взамен других территориальных зон, которые на этих территориях были установлены действовавшими Правилами землепользования и застройки. Так территориальная зона Ж-3, граничащая с принадлежащим административному истцу земельным участком по адресу: ****, превратилась в зону Р-2, а находящаяся в непосредственной близости от его участка территориальная зона ОД-1, северная граница которой проходила по границе земельного участка с кадастровым номером ****, по адресу: ****, на фотографии (либо копии) обновленной карты градостроительного зонирования стала проходить по границе земельного участка с
Решение № 2-94/15 от 22.05.2015 Протвинского городского суда (Московская область)
т а н о в и л: Серпуховский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и с учетом уточнения требований просил признать недействующими с момента принятия положения Правил землепользования и застройки городского округа Протвино (далее ПЗЗ), принятых решением Совета депутатов г. Протвино от 26.07.2010 г. № 130/24, в части включения земельных участков, занятых городскими лесами в лесных кварталах №№ 1 - 9, 12 - 17, 19, 38, в территориальные зоны , согласно представленному списку. Требования мотивированы тем, что ПЗЗ состоят из Карты градостроительного зонирования, на которой нанесены границы территориальных зон и границы зон с особыми условиями использования территории, и Градостроительных регламентов, которые устанавливают перечень видов разрешенного использования земельных участков, в пределах границ соответствующей территориальной зоны, отмеченной на Карте, то есть Карта градостроительного зонирования (далее Карта) устанавливает границы конкретных зон, а Градостроительные регламенты (далее Регламенты) устанавливают виды разрешенного использования для каждой из этих зон. -
Решение № 2А-731/19 от 05.09.2019 Ковылкинского районного суда (Республика Мордовия)
и застройки Большеазясьского сельского поселения Ковылкинского муниципального района положений о регулировании иных вопросов землепользования и застройки, установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальных зон Ж-1, 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 0-5, СХ-1 в Правила землепользования и застройки Большеазясьского сельского поселения, установлению в градостроительных регламентах территориальных зон Правил землепользования и застройки Большеазясьского сельского поселения: предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков ( территориальные зоны О- 6, Зона инженерной инфраструктуры, Рекреационная зона, СХ-2); предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений (территориальные зоны СХ-2, Рекреационная зона); минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (зона СНЗ-1). К приведению в соответствие требованиям законодательства Административного регламента администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по предоставлению муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденный постановлением главы