ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к техническому плану - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-40599/18 от 16.09.2019 Верховного Суда РФ
судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Отказывая МОО «Международный центр Рерихов» в признании оспариваемого решения Управления Росреестра незаконным, суды руководствовались статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 18, 21, 24, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 45, 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Требованиями к техническому плану , установленными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» и исходили из отсутствия у ответчика правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорный объект недвижимости. При этом суды учли, что заявителем в Управление Росреестра
Определение № А40-9431/2021 от 21.12.2021 Верховного Суда РФ
удовлетворении заявления общества. Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа указал на нарушение управлением пунктов 70, 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, поскольку в уведомлениях о приостановлении регистрационных действий и об отказе в проведении регистрационных действий от 27.10.2020, управлением не указано, какие конкретно положения требований к техническому плану нарушены обществом, в результате чего последнее фактически было лишено возможности внести требуемые исправления. Разрешая спор, суд учел письмо Минэкономразвития России от 10.03.2017 № Д23и-1291, согласно которому если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение кадастровых работ в отношении таких здании и сооружений связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения здания, сооружения (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных
Постановление № А65-18408/14 от 02.04.2015 АС Поволжского округа
или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ. Пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ предусмотрено приостановление осуществления кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Требования к техническому плану предусмотрены статьей 41 Закона №221-ФЗ. Технический план помещения заявитель органу кадастрового учета представил. Как следует из содержания оспариваемого решения, ответчик сослался на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 № 583. Между тем, отметил суд первой инстанции, такое основание для приостановления Законом № 221-ФЗ не предусмотрено. Частью 8 статьи 41 Закона № 221-ФЗ установлено, что сведения о помещении, за исключением сведений о его
Постановление № А60-35670/17 от 12.02.2018 АС Уральского округа
поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно подп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). Требования к техническому плану определены в ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В силу ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной
Постановление № А32-41748/2017 от 19.07.2018 АС Северо-Кавказского округа
регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ). Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что с заявлением о государственном регистрационном учете общество представило в управление технический план сооружения на компакт-диске, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственной услуги. Представление документа в электронном виде не может быть квалифицировано как его непредставление. Требования к техническому плану определены в статье 24 Закона № 218-ФЗ. Информация о наличии замечаний к представленному обществом техническому плану в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, а также в оспариваемом отказе в государственной регистрации отсутствует. Технический план, предоставленный обществом в комплекте документов на государственную регистрацию, содержал копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, на котором расположен газопровод, акты приемки законченного строительством объекта от 25.12.2015. Суды установили, что газопровод создан обществом хозяйственным способом на основании разработанной
Постановление № 13АП-13865/2022 от 13.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. При обращении с заявлениями о кадастровом учете и регистрации права собственности Обществом был представлен технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"). Технический план составляется в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса. Требования к техническому плану перечислены в статье 24 Закона о регистрации. Форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953. Согласно пункту 2 названных Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о
Решение № 2А-252/2016 от 04.02.2016 Псковского городского суда (Псковская область)
форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Пункт 4 части 2 стати 26 Закона предоставляет органу кадастрового учета право принимать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы. В силу п.6 ч.2 ст.27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Основные требования к техническому плану установлены ст.41 Закона, ч.8 которой предусматривает, что сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Также требования к техническому плану здания, сооружения,
Решение № 2А-172/17 от 02.03.2017 Кукморского районного суда (Республика Татарстан)
приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения). В силу пункта 3 части 1 статьи 22указанного Федерального закона в состав необходимых для кадастрового учета документов входит, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства. Требования к техническому плану были предусмотрены статьей 41вышеназванного Федерального закона, требования к техническому плану предусмотрены статьей 24 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости». Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определенияКукморского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, признано право долевой собственности за Ермолаевой С.М., Шариповой Г.И., Ермолаевым М.И., Хабибуллиной Р.И. на жилое помещение – квартиру,
Решение № 2А-64/19 от 17.01.2019 Лыткаринского городского суда (Московская область)
от 16 декабря 2015 года № 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008г. (далее – Требования к Межевому плану), а также Приказом Минэкономразвития РФ № 953 от 18.12.2015г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – Требования к техническому плану ) выявлено: 1) противоречия между разделом «План этажа» технического плана и сведениями, полученными в результате внесения координат, в части указания конфигурации объекта недвижимости; 2) в нарушение пункта 34 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, каталог координат составлен неверно (внутренний контур(ы) выходит за пределы внешнего либо полигон не описан как составной. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения кадастрового инженераВ.С.Алякиным, подготовившего технический план для осуществления государственного кадастрового учета, с настоящим
Решение № 2А-3058/19 от 31.05.2019 Раменского городского суда (Московская область)
г.) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. В отношении выводов заинтересованного лица о том, что представленный технический план не соответствует требованиям действующего законодательства, следует отметить следующее. В уведомлении от 19.02.2019 г об отказе в снятии приостановления заинтересованное лицо перечислило многочисленные требования к Техническому плану , установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, однако не было указано, какой из документов технического плана не соответствует конкретному требованию. В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета
Решение № 2-1952/19 от 14.05.2019 Видновского городского суда (Московская область)
государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок ведения ЕГРН), Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Требования к Межевому плану), а также Приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – Требования к Техническому плану ) выявлено, что в нарушение п. 50 Требований, во взаимосвязи с ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в заключение кадастрового инженера отсутствует информация о том, в отношении какого объекта заявленный объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается. Указанные замечания препятствуют государственной регистрации, кадастровому учету, которые в соответствии с положениями ст. 14, ст. 15 Закона о регистрации в подобных