ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Жилищный рф - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
возникшим после введения его в действие. На момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у П. заболевание входило в указанный выше перечень, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у него с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию в ноябре 2017 года, то есть до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 г. N 987н, что не было учтено судами. Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан,
"Порядок проведения мониторинга реализации региональных программ и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утв. решением правления Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 22.08.2016, протокол N 692) (ред. от 30.12.2019)
протокол N 885 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ФИНАНСИРУЕМЫХ С УЧАСТИЕМ СРЕДСТВ ФОНДА, РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, КРАТКОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КонсультантПлюс: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 2. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона N 185-ФЗ, Жилищного Кодекса РФ , договоров о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключаемых Фондом с субъектом Российской Федерации, и дополнительных соглашений к ним. 3. Целью настоящих методических рекомендаций является определение порядка мониторинга реализации региональных адресных программ капитального ремонта, финансируемых с участием средств Фонда, региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации таких программ на территории субъекта Российской Федерации. 4.
Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257) (см. текст в предыдущей редакции) Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком. Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации подпрограммы. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2006 N 851, от 07.11.2008 N 821) (см. текст в предыдущей редакции) Банки, претендующие на участие в подпрограмме, должны удовлетворять следующим условиям: наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года); отсутствие задолженности по
Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 15.07.2013) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года"
задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). 8. Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1285) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для
Решение № ГКПИ02-109 от 29.04.2002 Верховного Суда РФ
жилье, теряют право на про- живание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий. По утверждению заявителей, предусмотренный указанным Порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости и на полученную компенсацию они лишены возможности приобрести 4^з себе другое жилье, а поэтому снятие их с очереди на улучшение жилищных условий в связи с получением ими компенсации противоречит действующе- му законодательству РФ и нарушает их права. Данные утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты. Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных доказа- тельств и представителями Правительства РФ. Кроме того анализ содержания оспариваемого пункта Порядка также ; свидетельствует о несоответствии его положений требованиям жилищного законодательства Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 19 Порядка не может являться законным и подлежит признанию недействую- щим и не подлежащим
Решение № ВКАПИ19-7 от 27.03.2019 Верховного Суда РФ
57 ЖК РФ, на которые он ссылается. При этом пункт 11 Инструкции в рамках правомочий органа государственной власти Российской Федерации, предусмотренных пунктом 6 статьи 12 ЖК РФ, конкретизирует определение очередности в случае совпадения дат принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях (очередность в таких случаях определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на жилищный учет), что соответствует пункту 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Нельзя согласиться также и с доводами административного истца о том, что абзац 2 пункта 13 Инструкции противоречит требованиям статьи 216 ГК РФ , устанавливающей перечень вещных прав и относящей к ним, в частности, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом (абзац 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ), статьи 219 ГК РФ, предусматривающей, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, а также статьи 16
Решение № ГКПИ01-1688 от 23.01.2002 Верховного Суда РФ
Беленко П.А., на граждан, приватизировавших занимаемые ими квартиры в многоквартирных домах, к каковым относятся и они, предусмотренные в абзацах 2 и 3 пункта 3 постановления платежи на содержание и ремонт, а также капитальный ремонт жилищного фонда не должны распространяться. Такие платежи собственники квартир должны платить только в соответствии с заключенным догово- ром на выполнение этих работ и только по их выполнению. Однако с этими доводами суд не может согласиться, поскольку они противоречат требованиям жилищного законодательства РФ . Согласно ст. 144 Жилищного кодекса РСФСР эксплуатация и ремонт государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также домов, квартир, находящихся в собственности граждан, осуществляются с обяза- тельным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из содержания приведенной нормы Закона следует, что ремонт домов, квартир, находящихся в собственности граждан должен производиться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Это требование
Постановление № 09АП-18050/2012 от 17.07.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда
РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. 18 августа и 26 сентября 2011 года собственники приняли решение о выборе способа управления - управление многоквартирными домами (корп.1 и корп.2) управляющей организацией ГУП ДЕЗ Дмитровского района. Согласно ст.ст.46, 161, 162 Жилищного РФ решение общего собрания собственников квартир в спорном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей компании. При этом собственники квартир, не принимавшие участия в собрании и голосовавшие против принятия решения, вправе обжаловать его в судебном порядке. О принятом решении инициативная группа уведомила вновь избранную управляющую организацию, 27 сентября 2011 г. между собственниками помещений и ГУП г. Москвы ДЕЗ Дмитровского района были заключены договоры на управление многоквартирными домами. О смене управляющей организации
Постановление № 09АП-5586/2012 от 04.04.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда
котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного РФ , собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №
Постановление № А74-10332/2017 от 27.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
суд первой инстанции, ни при апелляционном обжаловании не представлены, об их наличии не заявлено. Следовательно, выводы суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о взыскании с ИП Чернышкова Б.С. задолженности в размере 36 875 рублей 21 копейка являются обоснованными. Товарищество собственников жилья «Строитель» также просило взыскать с ответчиков пени, начисленные на указанную задолженность за период с 11.02.2015 по 01.07.2017, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 59). В соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт. Согласно части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени
Постановление № 11АП-8951/08 от 21.01.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Согласно п. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилых помещений в нежилые осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещений. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме
Постановление № А03-13419/2017 от 17.05.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда
и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №176-ФЗ). Из ч.9 ст.12. Федерального закона № 176-ФЗ, положения п.2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст.156 Жилищного РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017. Как правильно отметил суд первой инстанции Постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12.2016 «О вопросах предоставления коммунальных
Решение № 2-3675/2021 от 01.03.2022 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
нанимателя, отец вселил в квартиру своих внуков (детей истцов): ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ отец умер, а истцы с детьми остались жить в данной квартире, фактически исполняя все предусмотренные для членов семьи нанимателя обязанности, в том числе, производят оплату за найм и коммунальные услуги, поддерживают квартиру в надлежащем состоянии. Спорная квартира является для них единственным местом проживания. Истцы являются членами семьи нанимателя в соответствии с положениями ЖК РСФСР, а также согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный РФ или ЖК РФ). На сегодняшний момент истцы являются законными, добросовестными пользователями данного жилого помещения, обеспечивают его сохранность, поддерживают его в надлежащим состоянии, производят текущий ремонт, оплачивают жилищно-коммунальные услуги и найм. Назарова Наталья Павловна , с согласия остальных членов семьи, фактически исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, в том числе представляет интересы пользователей квартиры по жилищным и коммунальных вопросам, получает платежные и иные документы, направляет обращения, связанные с пользованием квартиры. В связи с этим в интересах
Решение № 2-1525/2017 от 06.10.2017 Североморского районного суда (Мурманская область)
том числе с членами семьи. На основании пункта 12 дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между нанимателем и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с нанимателем право пользования жилым помещением за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не установлено соглашением между нанимателем и бывшими членами его семьи Указанная норма Правил аналогична норме пункта 4 статьи 31 Жилищного РФ и также не предусматривающей сохранение права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника. Доказательств того, что между сторонами заключалось какое-либо соглашение о порядке пользования служебным жилым помещением – суду не представлено. Истец является нанимателем служебного жилого помещения, соответственно, вправе ставить вопрос об устранении препятствий в пользовании квартирой и защите своих нарушенных прав установленными жилищным законодательством способами. На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Юрченко М.В. не является собственником жилого помещения по ул. Вице-Адмирала
Решение № 7-191/2021 от 05.05.2021 Амурского областного суда (Амурская область)
многоквартирными домами. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение). Как установлено пп. «а», «б» п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного РФ . В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых
Решение № 2-2156/18 от 03.12.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)
том числе с членами семьи. На основании пункта 12 дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между нанимателем и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с нанимателем право пользования жилым помещением за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не установлено соглашением между нанимателем и бывшими членами его семьи Указанная норма Правил аналогична норме пункта 4 статьи 31 Жилищного РФ и также не предусматривающей сохранение права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника. Доказательств того, что между сторонами заключалось какое-либо соглашение о порядке пользования служебным жилым помещением – суду не представлено. Истец является нанимателем служебного жилого помещения, соответственно, вправе ставить вопрос об устранении препятствий в пользовании квартирой и защите своих нарушенных прав установленными жилищным законодательством способами. На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Чернявский А.В. не является собственником жилого помещения по ***, спорное
Решение № 2-4256/20 от 28.08.2020 Ангарского городского суда (Иркутская область)
в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилищ. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли до принятия Жилищного кодекса РФ , суд считает возможным при разрешении настоящего спора применить положения ст.ст. 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР, при этом суд учитывает, что ст. ст. 69,70 Жилищного кодекса РФ содержат аналогичные правила. В соответствии со ст. 53 Жилищного РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из