ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственный жилищный надзор - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 4-АД20-6 от 17.06.2020 Верховного Суда РФ
общества, приводя доводы об их незаконности. Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор , в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной
Постановление № 85-АД20-4 от 05.10.2020 Верховного Суда РФ
выявленные нарушения в полном объеме не устранены. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22 июля 2019 г. № 2289 и послужили основанием для составления в тот же день в отношении ООО «УК ГУП Калуги» протоколов № 665 и № 666 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной нормой установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор , в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи. 11 октября 2019 г. в инспекцию поступило обращение (заявление) Тивяковой Л.В., которая действуя в интересах Макаровой О.В. и Панченко Ю.А., поставила вопрос о привлечении директора ООО «УК ГУП Калуги» Кабановой Т.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Определение № 18АП-13819/20 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
от 03.10.2012 № 49 «О муниципальном жилищном контроле в Курганской области», суды удовлетворили заявление исходя из следующего. Обществу выдана бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Курганской области. Внеплановая выездная проверка проводилась департаментом на основании приказа от 31.07.2019 № 583, согласно которому проверка производится в рамках муниципального жилищного контроля с целью выявления фактов нарушения обязательных требований законодательства. В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль. Отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля департамент не наделен. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого предписания соответствующим действующему законодательству. Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход
Определение № 302-ЭС21-19780 от 27.10.2021 Верховного Суда РФ
Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» и от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор », пришел к выводу о недействительности спорных торгов, поскольку у органа местного самоуправления отсутствовало право проводить конкурс по выбору управляющей организации спорными многоквартирными домами при наличии избранного самостоятельно собственниками помещений в этих домах способа управления с заключением договоров управления с управляющей компанией - Обществом, которое в последующем оказывало им коммунальные услуги. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций и получили
Определение № А19-20972/20 от 29.11.2021 Верховного Суда РФ
по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, службой отказано обществу, избранному собственниками помещений многоквартирного дома управляющей организацией многоквартирного дома, во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с нарушением подпунктов «а», «б» пункта 12 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор , утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр. Не согласившись с решением службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком и сроками внесения изменений а реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр,
Постановление № 17АП-2731/2015 от 21.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
многоквартирном жилом доме и предоставление коммунальных услуг жителям дома. Основанием для проведения осмотра послужила информация о нарушении порядка предоставления коммунальных услуг в доме по указанному адресу. В соответствии с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. На основании п. 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением. Пунктом п. 4 Положения предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
Постановление № 17АП-3282/2015 от 29.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
порядка предоставления коммунальных услуг в доме по указанному адресу, полученная инспекцией по «горячей линии» от жителей квартиры № 47, что зафиксировано должностным лицом инспекции (л.д. 61). В соответствии с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. На основании п. 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением. Пунктом п. 4 Положения предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
Постановление № 17АП-3286/2015 от 29.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в проверенном многоквартирном жилом доме, и предоставление коммунальных услуг жителям дома. Основанием для проведения осмотра послужила информация о нарушении порядка предоставления коммунальных услуг в доме по указанному адресу. На основании п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. Согласно п. 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением
Постановление № 17АП-7892/2015 от 15.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
услуг в доме № 5 по ул. Стахановская г. Перми, полученная инспекцией по «горячей линии» от жителей квартиры № 14, что зафиксировано должностным лицом административного органа. В соответствии с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. На основании п. 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее -органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением. Пунктом п. 4 Положения предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с
Постановление № 17АП-10276/2022-АК от 25.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований без наличия квалификационного аттестата. Указанное постановление вступило в законную силу 23.11.2021. Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края от 30.11.2021 по делу № 5-1558/2021 генеральный директор Общества Никитина А.Л. привлечена к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор , в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований. Данное постановление вступило в законную силу 04.03.2022. Инспекцией со ссылкой на вступивший в законную силу судебный акт от 30.11.2021 о привлечении руководителя общества к административной ответственности по делу № 5-1558/2021 принято решение от 15.03.2022 № 2022-03-066 об исключении 16.03.2022 из реестра лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, из
Постановление № 4А-643/19 от 18.06.2019 Самарского областного суда (Самарская область)
КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, мирового судьи судебного участка №101 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 27.03.2019г. юридическое лицо - ООО «ДЖКХ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор , в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований. Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 29.04.2019г. постановление мирового судьи от 27.03.2019г. оставлено без изменения. В надзорной жалобе представитель ФИО2, действующий на основании доверенности в интересах ООО «ДЖКХ», просит состоявшиеся судебные акты отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении, как незаконные и необоснованные; полагает, что имеются основания для замены
Решение № 3А-89/20 от 30.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)
за порядком переустройства и перепланировки нежилых помещений на региональном уровне и их определения в Положений противоречит ч. 1 ст. 20 ЖК РФ. Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрен предмет осуществления государственного жилищного надзора, а не основания проведения проверок. В связи с этим ссылка государственной жилищной инспекции о расширении предмета проверок на региональном уровне при отсутствии соответствующих изменений в федеральном законодательстве является необоснованной. Частью 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. По мнению административного истца, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, при этом не отменяет положения ч. 1 ст. 20 ЖК
Решение № 3А-100/2021 от 20.08.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
с момента вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», то есть с 29 марта 2019 года. В обоснование заявленных и впоследствии уточненных требований административные истцы указали, что в соответствии с пунктом 69 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор , об административных правонарушения предусмотренных часть 2 статьи 7.23.2, статьей 7.32.2, частями 5 и 6 статьи 9.23, частью 2 статьи 13.19.2, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.11 данного Кодекса. Из содержания данной нормы право составлять протоколы по статьям 14.1.3 и 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указано. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел
Решение № 2-1098/2016 от 17.11.2016 Кулебакского городского суда (Нижегородская область)
в многоквартирном <адрес>. В ходе рассмотрения обращения установлено, что факты, указанные в обращении, полностью подтвердились. В результате исследования предоставленных документов выявлено, что при проведении общего собрания собственников помещений нарушены: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждений требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор » от 25.12.2015 № 937/пр; ст.ст.45, 47, 48 Жилищного кодекса РФ по результатам протокола общего собрания от 28.04.2016 года, а именно: - в протоколе общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> отсутствует информация об избрании секретаря общего собрания собственников помещений, который должен вести и оформлять протокол; - отсутствует номер протокола собственников многоквартирного дома; в протоколе отсутствует указание на место проведения собрания; в протоколе отсутствует информация о месте хранения протокола общего собрания собственников помещений;
Решение № 2-401/2021КОПИ от 08.02.2021 Пермского районного суда (Пермский край)
исковым заявлением о возложении обязанности по предоставлению схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу (при наличии у ответчика данной схемы) или в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (при отсутствии у ответчика данной схемы и необходимости ее восстановления). В обоснование предъявленного требования указано, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края осуществляет региональный государственный жилищный надзор . При осуществлении полномочий в отношении Товарищества собственников жилья «Кондратово, ул, Культуры, 6а» проведена проверка соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в рамках которой у Товарищества собственников жилья «Кондратово, Культуры, 6а» была запрошена схема внутридомовой системы отопления. Товарищество собственников жилья «Кондратово, Культуры, 6а» не исполнило обязанность по предоставлению указанного документа. В силу Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от