ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Коммерческое обозначение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС17-2383 от 04.04.2017 Верховного Суда РФ
Теннисного спортивного клуба ЦСКА; при создании ответчика истцом было дано согласие на использование словесного элемента «ЦСКА» в его наименовании и при осуществлении им коммерческой деятельности; с момента своего учреждения ответчик открыто и непрерывно использовал в своем наименовании обозначение «ЦСКА», о чем истцу было заведомо известно и публично им одобрялось и поощрялось в целях развития тенниса. Суд признал, что словесное обозначение «ЦСКА» использовалось ответчиком, являющимся некоммерческой организацией, с 01.03.1996 (даты закрепления в законодательстве права на коммерческое обозначение ) как коммерческое обозначение «теннисный спортивный клуб ЦСКА». Ссылка истца на то, что ответчик в доменном имени использует иное обозначение «CSKA», нежели используемое им в наименовании организации, судом отклонена, поскольку установлено, что названные обозначения являются фонетически и семантически сходными, различие в графическом исполнении обозначений имеет второстепенное значение и существенно не влияет на восприятие потребителями обозначений как обладающих высокой степенью сходства. Руководствуясь пунктом 1 статьи 1225, пунктом 3 статьи 1484, пунктом 1 статьи 1229, пунктом
Определение № 15АП-8360/18 от 01.08.2019 Верховного Суда РФ
ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 308-ЭС19-11935 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва01 августа 2019 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 и постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2019 по делу № А32-53611/2017 по иску предпринимателя ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – предприниматель ФИО2) о защите исключительных прав на коммерческое обозначение и товарный знак, установил: решением суда первой инстанции от 09.04.2018 в иске отказано. Постановлением апелляционного суда от 04.09.2018 решение суда от 09.04.2018 отменено, иск удовлетворен частично, суд обязал предпринимателя ФИО2 прекратить незаконное использование словесного обозначения «Дамский угодник», сходного до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания) «Дамский угодник» № 478336 и коммерческим обозначением «Дамский угодник», принадлежащими предпринимателю ФИО1, в том числе путем удаления словесного обозначения «Дамский угодник» с вывесок и оформления интерьеров ювелирных магазинов,
Определение № 20АП-649/19 от 01.08.2018 Верховного Суда РФ
в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, комиссия управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев 01.08.2018 дело № 02-02/06-2018 по заявлению ООО «Тулагоргаз» о неправомерном использовании обществом коммерческого обозначения «Тулагоргаз», принадлежащего ему, установила, что с марта по апрель 2018 года в сети Интернет в поисковой системе «Яндекс» при выборе или наборе в поисковой строке слова «Тулагоргаз» в первой строке результата поиска отображалось коммерческое обозначение «Тулагоргаз» в качестве заголовка к сайту компании общества «Газтехмонтаж». Согласно сведениям, представленным АО «Региональный сетевой информационный центр» администратором доменного имени данного сайта является общество. Кроме того, ООО «Яндекс» 03.05.2018 представлены сведения о том, что информацию, содержащую коммерческое обозначение «Тулагоргаз» на поисковой платформе ООО «Яндекс» размещал ФИО1, указавший контактный телефон, принадлежащий обществу и являющийся заместителем генерального директора. Кроме того установлено, что ООО «Тулагоргаз» с момента регистрации (29.03.1993) использует коммерческое обозначение «Тулагоргаз» для индивидуализации принадлежащих ему
Определение № А65-284/2021 от 05.04.2022 Верховного Суда РФ
оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из содержания судебных актов, клиника обратилась в арбитражный суд, полагая, что центр незаконно использует обозначение, сходное до степени смешения с его товарным знаком, при оказании однородных услуг и его коммерческое обозначение , в связи с чем существует риск введения потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги. Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства по правилам главы 24 АПК РФ, руководствовались статьями 1229, 1252, 1474, 1475, 1484, 1503,1515, 1539, 1540 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса
Определение № А65-17445/14 от 19.01.2018 Верховного Суда РФ
об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. В обоснование заявления о пересмотре решения от 24.10.2014 по вновь открывшимся обстоятельствам предприниматель указал, что решением Волоколамского городского суда Московской области от 19.10.2016 по делу 2-2316/16 удовлетворен его иск к ФИО3 о признании и защите исключительного права на коммерческое обозначение «Cork House» с августа 2008 года. Судом было установлено, что в процессе своей деятельности истцом с 2008 года используется указанное коммерческое обозначение для индивидуализации работ и оказываемых услуг реализуемой продукции. Заявитель полагает, что признание судом исключительного права на указанное коммерческое обозначение, начиная с 01.08.2008, является основанием для пересмотра судебного акта. Решение Волоколамского городского суда Московской области принято 19.10.2016, вступило в законную силу 28.11.2016, соответственно, факт возникновения исключительного права заявителя на коммерческое обозначение «Cork House»
Постановление № 17АП-8243/2015 от 28.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
об общем имуществе супругов. Указывает на необоснованное отклонение судом ссылок истца на п. 2 ст. 256 ГК РФ, а также применение судом срока исковой давности. Настаивает, что спорное обозначение «Пикник» впервые появилось на документах в 1997 году, а в качестве вывески на магазине истца в 1998 году. Заявитель жалобы указывает, что начал использовать спорное обозначение раньше ответчика, что, по мнению истца, свидетельствует об истинном правообладателе. Полагает, что ответчик злоупотребляет правом, используя параллельно с истцом коммерческое обозначение «Пикник». В ходе судебного заседания представитель истца на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал. От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил оставить решение без изменений. В отзыве ответчик отмечает, что истец и ответчик состояли в зарегистрированном браке, в период которого осуществляли предпринимательскую деятельность с использованием коммерческого обозначения «Пикник», в т. ч. истец и ответчик были учредителями ООО «Диолис», ООО «Юго-Запад». Истец знала, что ответчик использует спорное обозначение и после заключения
Постановление № 17АП-16800/2014 от 28.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ими не оспаривается, что в период после заключения брака, а также после заключения брачного договора истец и ответчик осуществляли предпринимательскую деятельность в сфере торговли через сети магазинов, используя наименование «ПИКНИК». Ответчик, кроме того, зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью с наименованием «ПИКНИК 47», дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании – 22.03.2006. Доводы истца о том, что с 1997 года спорным наименованием магазина пользовался ее отец - ФИО6, а также то, что данное наименование, как коммерческое обозначение было создано в соавторстве между истцом и ФИО6, а в дальнейшем это право перешло к истцу в полном объеме в порядке наследования, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и обоснованно отклонены как недоказанные. Истцом не представлены доказательства создания объекта интеллектуального права в виде коммерческого обозначения, а также доказательства перехода прав от ФИО6 к истцу в порядке наследования. В соответствии со ст. ст. 1538, 1539 ГК РФ индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им
Постановление № 17АП-10542/2022-ГК от 26.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
прав на товарный знак. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июня 2022 года исковые требования удовлетворены в заявленном размере. Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не оценил тот факт, что между истцом и ответчиком заключен договор концессии от 31.07.2019 (далее - Договор), согласно которому ответчик получил в пользование комплекс исключительных прав, а в частности коммерческое обозначение «BAFI». Согласно п.2.1, 2.2 Договора истец предоставляет ответчику право на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих истцу для организации и функционирования розничного предприятия ответчика. В частности в предоставляемые по договору права входят Фирменный стиль, Знаки Правообладателя, включающие Коммерческое Обозначение «BAFI», логотипы, символы, эмблемы, вывески, лозунги, пантоны («фирменные» цвета, сочетание цветов), а также объекты исключительных прав, охраняемые в соответствии с патентным законодательством. Согласно п.6.2 Договора ответчик имеет право указывать Коммерческое Обозначение «BAFI» на этикетках продукции и
Постановление № А56-58258/16 от 11.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Согласно пункту 1 статьи 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение ), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. В пункте 64 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах,
Постановление № А33-31461/17 от 20.09.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе (с учетом уточнения доводов жалобы и дополнения к уточненной жалобе) заявитель ссылается на следующие доводы: - положенное в основу обжалуемого решения по настоящему делу решение по делу №А33-2334/2018 отменено постановлением Суда по интеллектуальным правам от 11.06.2020; между сторонами спора по делу №А33-2334/2018 ФИО5 и ФИО2 достигнуто мировое соглашение, согласно которому ФИО5 не оспаривает исключительное право ФИО2 на товарный знак №661226, а также право на коммерческое обозначение "GREEN GREEN"; - факт принадлежности истцу товарного знака №661226 и коммерческого обозначения "GREEN GREEN", а также факт осуществления истцом предпринимательской деятельности с использованием указанных обозначений подтвержден представленными в материалы дела доказательствами; - ответчик незаконно использует обозначение GREEN COFFEE, сходное до степени смешения с принадлежащим истцу товарным знаком №661226 и коммерческим обозначением "GREEN GREEN"; факт нарушения ответчиком исключительных прав истца подтвержден материалами дела; - отказывая во взыскании компенсации за использование фотографии, суд первой инстанции не
Решение № 2-49(2 от 27.05.2021 Пугачевского районного суда (Саратовская область)
Федеральной службе по интеллектуальным правам, ООО «Бьютим-Франчайзинг» 13 сентября 2017 года зарегистрировало исключительное право на товарный знак «Прядки в порядке» за <Номер>, сроком действия до 02.09.2026. В настоящее время правообладателем значится ФИО3 Подписывая лицензионный договор, ФИО2 рассчитывал на добросовестность поведения ответчика, ответчик при заключении договора ввел его в заблуждение относительно предмета договора, так как ФИО2 полагал, что приобретает неисключительное право на использование товарного знака «Прядки в порядке», а не коммерческого обозначения «Прядки в порядке». Коммерческое обозначение является составляющим исключительного права на товарный знак и ООО «Бьютим-Франчайзинг» использует коммерческое обозначение и его элементы «Прядки в порядке» в принадлежащем ему товарном знаке «Прядки в порядке». Учитывая, что на момент заключения лицензионного договора <Номер> от 15.12.2017, ООО «Бьютим-Франчайзинг» обладало исключительным правом на товарный знак «Прядки в порядке», то предметом данного договора должен был выступать товарный знак «Прядки в порядке», а не его коммерческое обозначение, что указывает на не добросовестность поведения ответчика. Более того,
Решение № 2-2316/16 от 19.10.2016 Волоколамского городского суда (Московская область)
Р Е Ш Е Н И Е № 2-2316/16 Именем Российской Федерации г. Волоколамск 19 октября 2016 года Волоколамский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Е.Н. Коняхиной при секретаре судебного заседания К.В. Дубининой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к ФИО2 о защите исключительного права на коммерческое обозначение , Установил: Истец индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании исключительного права ИП ФИО1 на коммерческое обозначение <данные изъяты> в отношении услуг по производству, реализации и монтажу пробковых покрытий, возникшее с ДД.ММ.ГГГГ, запретить ответчику ФИО2 использование коммерческого обозначения истца «<данные изъяты>» в отношении услуг по производству, реализации и монтажу пробковых покрытий, в том числе в доменном имени <данные изъяты>, взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере
Решение № 2-2127/20 от 10.11.2020 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)
г. Киров 10 ноября 2020 г. Октябрьский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Тимкиной Л.А., при секретаре судебного заседания Кочуровой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2127/2020 по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к ФИО2 о прекращении использования коммерческого обозначения, установил: ИП ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Кирова к ФИО2 о прекращении использования коммерческого обозначения. В обоснование заявленных исковых требований ИП ФИО1 указал, что с 2010 года истец использует коммерческое обозначение «АВТОСТАРТЕР», что подтверждается копией свидетельства Вятской торговой промышленной палаты №0081/2010. По просьбе истца ФИО2 на сайте autostart43.ru оказывал ему информационные услуги, от которых в дальнейшем истец отказался, подтверждающим фактором является судебное решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 25.07.2019. Однако в дальнейшем ответчик ФИО2 продолжил использовать сайт на домене autostart43.ru, сохранив на нем коммерческое обозначение истца - АВТОСТАРТЕР, изменив контактные данные с данных ИП ФИО1 на данные иных лиц – ответчика ФИО2 и Г.
Решение № 2-54/19 от 21.01.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
2019 года г. Ставрополь Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Донских Н.В. при секретаре: Смахтиной И.Э. с участием: представителя истцов/ответчиков ФИО1, ФИО2, - по доверенности ФИО3, представителя ответчика/истца ИП ФИО4 - по доверенности ФИО5, представителя У. Р. – в порядке ст. 47 ГПК РФ по доверенности ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ИП ФИО4 ( коммерческое обозначение СТО «ПЛАНЕТА-ЯПОНИЯ+») о защите прав потребителя - взыскании неосновательного обогащения, признании незаконными действий по отказу в возврате и по удержанию автомобиля, обязании не чинить препятствия, взыскании штрафа, истребовании из чужого незаконного владения имущества, взыскании компенсации морального вреда и встречному исковому заявлению ИП ФИО4 (коммерческое обозначение СТО «ПЛАНЕТА-ЯПОНИЯ+») к ФИО1, ФИО2 о взыскании убытков, У С Т А Н О В И Л ФИО1, ФИО2 обратились в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением (впоследствии
Решение № 2-3017/19 от 21.08.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
на уплату госпошлины в размере 5684 рубля, расходы на оплату услуг юриста в размере 10000 (Десять тысяч) рублей. В обоснование уточненных требований указал, что между ООО «Банк Горящих туров» и ООО «Горящие туры» было заключено Партнерское соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит расторгнуть Партнерское соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Обладатель не зарегистрировал свои права на термин «Банк Горящих туров», Сотрудничество для ИП ФИО1 с ООО «Банк Горящих туров» было невозможно. Обладатель предложил коммерческое обозначение «Банк Горящих туров» передать ИП ФИО1 для использования в предпринимательской деятельности, не имея прав на данное коммерческое обозначение «Банк Горящих туров». Обладатель умышленно ввел ИП ФИО1 в заблуждение о наличии у него прав на коммерческое обозначение «Банк Горящих туров», тем самым мог нанести экономический ущерб ИП ФИО1 при появлении исковых требований от обладателя товарного знака «Горящий» в контексте продажи туристских услуг. У ответчика не имелось зарегистрированных в законном порядке комплекса исключительных прав. Коммерческое обозначение