ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лица замещающие муниципальные должности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 58-КАД22-15 от 07.09.2022 Верховного Суда РФ
как постановил суд первой инстанции, а повторно рассмотреть заявление Губернатора о применении меры ответственности к депутату Марченко П.А. Между тем суд кассационной инстанции, принимая такое решение, неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, за несоблюдение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, а также нарушил нормы процессуального права, определяющие требования к содержанию судебных актов. В силу части 4 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции лица, замещающие муниципальные должности , обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном данным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основания для привлечения и меры ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления за несоблюдение указанной обязанности установлены Федеральным законом № 131-ФЗ, часть 7.3 статьи 40 которого определяет, что при выявлении
Определение № 08АП-8744/19 от 11.02.2020 Верховного Суда РФ
на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суд первой инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65 и 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 101, 106, 110, 112 АПК РФ, статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749, Положением о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, замещающим муниципальные должности , и работникам органом местного самоуправления города Сургута, утвержденным постановлением Главы города Сургута от 03.09.2015 № 98, разъяснениями, приведенными постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», сделав вывод о том, что Администрация не доказала несение 5500 руб. судебных расходов по оплате стоимости проживания ее представителя в гостинице «Аида», посчитал обоснованным заявление Администрации только в части взыскании с Управления
Апелляционное определение № 37-АПА19-3 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
от 27 сентября 2018 года № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (опубликовано 5 октября 2018 года в районной газете «Сельская новь» № 39), пунктом 2 которого, в связи с ухудшением финансово- хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, до 31 декабря 2019 года введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе. Ефремов Ю.Г., являясь с 2014 года получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее муниципальную должность, (поскольку занимал должность первого заместителя Главы администрации Свердловского района), обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 2 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - решение № 18/135),
Определение № 10АП-13583/19 от 14.04.2020 Верховного Суда РФ
заявленных требований, суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава СРО, исходили из того, что при принятии оспариваемого решения кворум был соблюден; решение принято по вопросу, включенному в повестку дня; Четверкин Г.К. является лицом, замещающим муниципальную должность и не вправе быть членом коллегиального органа управления саморегулируемой организации; уставом СРО предусмотрено, что член союза исключается из членов союза по решению совета союза в случае избрания (назначения) члена союза в орган государственной власти или орган местного самоуправления для работы на постоянной основе; на дату принятия оспариваемого решения действовала редакция устава муниципального образования, согласно которой глава поселения осуществляет полномочия на постоянной основе. Доводы жалобы повторяют позицию заявителя по делу, были предметом рассмотрения судебных
Кассационное определение № 7-КАД22-3 от 24.08.2022 Верховного Суда РФ
муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены в том числе этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность , или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Аналогичные положения содержатся в части 73 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). Исходя из приведенных норм, действующее правовое регулирование предусматривает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в судебном порядке при
Постановление № А60-17546/2023 от 11.03.2024 АС Уральского округа
и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Согласно части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности , обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Кроме того, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
Постановление № А08-8106/20 от 25.01.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
прекращении действия трудового договора от 30.03.2016 № 02/16, заключенного между обществом и Смильгиным Виктором Эдуардовичем, решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Советский городской округ» Калининградской области № 2 от 30.09.2020, Смильгин Виктор Эдуардович избран заместителем главы Советского городского округа Калининградской области, а трудовой договор Смильгина Виктора Эдуардовича с ООО «СЕЛЬХОЗБАЛТ» прекращен. Согласно требованиям, установленным ч. 3.5 ст. 12.1 Федерального закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»), лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. При этом данные лица обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 4.1 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции»). Исходя из положений
Постановление № 19АП-7382/20 от 19.02.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
№5 от 19.10.2020 о прекращении действия трудового договора от 30.03.2016 №02/16, заключенного между обществом и Смильгиным Виктором Эдуардовичем; решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Советский городской округ» Калининградской области №2 от 30.09.2020 - Смильгин Виктор Эдуардович избран заместителем главы Советского городского округа Калининградской области, а трудовой договор с ООО «СЕЛЬХОЗБАЛТ» прекращен. Согласно требованиям, установленным ч. 3.5 ст. 12.1 Федерального закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - ФЗ "О противодействии коррупции"), лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. При этом данные лица обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (пункт 4.1 Федерального закон от 25.12.2008 №273-ФЗ). Исходя из положений пунктов
Постановление № 16АП-3110/2021 от 06.12.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
апеллянта о принятии главой Приютненского РМО РК Кравченко И.В. надлежащих мер по урегулированию конфликта интересов путем обращения 28.09.2016 в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Приютненском РМО РК судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления ( лица, замещающие муниципальные должности ) не являются муниципальными служащими. Глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления (ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Таким образом законодатель устанавливает различный правовой статус для лиц, замещающих муниципальные должности, и для муниципальных служащих. Из системного анализа положений части 5 статьи 36 и пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что глава муниципального образования подконтролен
Постановление № 07АП-11426/2021 от 28.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда
образом, вопреки позиции Администрации о том, что в абзаце 4 пункта 3 Порядка №719 идет речь не о замещении должностей, а о выполнении некого функционала и полномочий в соответствии с должностной инструкцией, судом первой инстанции верно установлено, что участниками региональных и муниципальных управленческих команд в соответствии с Правилами №1614 могут быть: - должностные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации; - должностные лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; - должностные лица, замещающие муниципальные должности ; - должностные лица, замещающие должности муниципальной службы. В соответствии с абз.4 пункта 3 Порядка №719 в 2019 году право на получение поощрения имеют: - главы городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, заместители глав городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, руководители пресс-служб органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, деятельность которых способствовала достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности. Данная правовая норма содержит исчерпывающий перечень должностей, замещение которых в случае
Решение № 2-2591/2012 от 11.01.2013 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)
принятия мер по устранению нарушений Федеральных законов от - 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и о принятых мерах письменно сообщить в межрайонную прокуратуру с приобщением к информации подтверждающих документов. Минераловодская городская дума считает, что вышеуказанное представление незаконно и необоснованно по следующим основаниям. Положение ч. 2 ст. 12.1 Закона № - 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что лица, замещающие муниципальные должности , не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Аналогичное требование содержится в ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 13l-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой выборные должностные лица местного самоуправления не могут занимать должности муниципальной службы. Однако в силу той же ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 6
Решение № 2А-853/2016 от 26.09.2016 Октябрьского районного суда (Приморский край)
представления муниципальным комитетом Покровского сельского поселения принято решение от 01.07.2016 № 28 «Об устранении нарушений закона о противодействии коррупции». В результате рассмотрения вопроса «О досрочном прекращении полномочий депутатами Буртылевым А.В., Лысенко А.В.» в соответствии с частью 7.1. статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» против досрочного прекращения своих полномочий данными депутатами проголосовало 14 членов муниципального комитета Покровского сельского поселения, что составило 93,3%. Лица, замещающие муниципальные должности : Буртылев А.В., Лысенко А.В. продолжают исполнять полномочия депутатов (пункт 2 Решения). Полагая принятое решение противоречащим нормам действующего законодательства о противодействии коррупции, прокурор района просил признать незаконным пункт 2 решения муниципального комитета Покровского сельского поселения от 01.07.2016 № 28 «Об устранении нарушений закона о противодействии коррупции»; возложить обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета Покровского сельского поселения Буртылева А.В., Лысенко А.В. в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона
Решение № 2А-254/2021 от 28.12.2021 Кадомского районного суда (Рязанская область)
органа муниципального образования. В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в дальнейшем Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности , обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ если, иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности,
Решение № 2А-179/2022УИД от 27.04.2022 Нелидовского городского суда (Тверская область)
Мамунов В.Ю. избран депутатом Нелидовской городской Думы Тверской области первого созыва. В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с ч.4.2 ст.12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности , представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.10 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросам, связанных с осуществлением полномочий лиц,
Решение № 2А-762/2016 от 22.06.2016 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)
принято решение № «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Подпорожского городского поселения Коконигичева А.Р.». Указанное решение было опубликовано 26 апреля 2016 года на сайте сетевого издания «Ленинградское областное информационное агентство (ЛЕНОБЛИНФОРМ). Считает указанное решение незаконным, поскольку оно противоречит положениям Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Пунктом 4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности , обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, порядок представления указанных сведений, а также конкретные органы, уполномоченные, как на прием сведений, так и на осуществление проверки достоверности и полноты сведений, федеральным законодательством в настоящее время не определены. Порядок представления лицами, замещающими муниципальные