ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о департаменте имущественных - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 14-АПА19-6 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
Воронежской области от 08 мая 2009 г. № 365 по апелляционной жалобе Берга О.В. на решение Воронежского областного суда от 14 марта 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила: постановлением Правительства Воронежской области от 08 мая 2009 г. № 365 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Положение). В соответствии с пунктом 3.1.20 Положения департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 4.15 Положения закреплено право департамента выступать в судах в защиту государственных интересов с реализацией прав, предоставленных указанным Положением, в том числе заявлять ходатайства, иски, совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации при участии в делах и процедурах банкротства.
Апелляционное определение № 18-АПА19-15 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же кодекса. Из анализа приведенных правовых норм следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного иска не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345 утверждено положение о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, согласно пунктам 1.4 и 1.5 которого департамент имущественных отношений Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки. Финансирование департамента имущественных отношений Краснодарского края осуществляется за счет средств краевого
Определение № 304-ЭС19-15250 от 13.09.2019 Верховного Суда РФ
практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (не утратившего силу на дату рассмотрения дела судом первой инстанции), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (не утратившего силу на дату рассмотрения дела судом первой инстанции), решением Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 «О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452», правовыми позициями, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 № 50-АПГ17-18, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 № 29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос»», признав пропущенным истцом срок исковой давности, частично удовлетворил иск. Доводы заявителя являлись предметом
Апелляционное определение № 84-АПА19-11 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ
правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации). Суд первой инстанции, проанализировав предписания статей 372 и 378.2 НК РФ, Областного закона Новгородской области от 23 октября 2014 года № 636-03 «О дате начала применения на территории Новгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», постановления Правительства Новгородской области от 11 ноября 2016 года № 397 «О внесении изменений в положение о департаменте имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области», действовавшим на период принятия оспариваемого нормативного правового акта, согласно которому в полномочия названного департамента входило определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, который по вопросам, отнесенным к его полномочиям издает приказы и постановления (подпункт 5.4.2 пункта 5.4 Положения о департаменте имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 24 июня 2013 года
Апелляционное определение № 18-АПА19-20 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же кодекса. Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного иска не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345 утверждено положение о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, согласно пунктам 1.4 и 1.5 которого департамент имущественных отношений Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки. Финансирование департамента имущественных отношений Краснодарского края осуществляется за счет средств краевого
Постановление № А70-6684/2010 от 20.10.2010 АС Западно-Сибирского округа
области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области о признании незаконным решения. Суд установил: Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области (далее по тексту инспекция) № 7557А от 21.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы и обязании зарегистрировать изменения в Положение о департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 № 222-п «О департаменте имущественных отношений Тюменской области», внесенные Постановлением Правительства Тюменской области от 06.02.2007 № 21-п «О внесении изменений и дополнений в постановление от 29.09.2006 № 222-п». Решением от 02.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области требования Департамента удовлетворены. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась. В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что
Постановление № А46-3663/17 от 18.01.2018 АС Западно-Сибирского округа
кадастровым номером 55:36:030120:3070 в соответствии с данным Классификатором. Письмом от 20.12.2016 № Исх-ДИО/4735-ОГ департамент имущественных отношений отказал в определении испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования спорного земельного участка в связи с отсутствием компетенции. Названный отказ оспорен Мйером А.Р. в арбитражном суде. При удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, применив подпункт 13.2 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 (далее – Положение о департаменте имущественных отношений), исходили из того, что поскольку за департаментом имущественных отношений закреплено полномочие определять сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках, в том числе, определять вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, следовательно, отказ в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 незаконен. Выводы судов соответствуют установленным
Постановление № 08АП-11839/14 от 02.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда
адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Михаила Пришвина 11. Согласно указанному уведомлению Управление предложило представить на государственную регистрацию договор купли-продажи, заключенный на основании нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия Трофименко Н.Е. представлять интересы муниципального образования городской округ г. Сургут в Управлении по вопросу государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок 72:23:0101002:85, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Михаила Пришвина 11, а также нотариальную доверенность, на основании которой заключен договор купли-продажи и Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута от 26.06.012г. Из уведомления от 08.05.2014г. № 01/204/2014-4168062 также усматривается, что Управление информировало заинтересованных лиц о факте приостановления государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Михаила Пришвина 11. Управление указало, что государственная регистрация перехода права и права собственности на земельный участок будет возможна одновременно с государственной регистрацией права собственности на незавершенный строительством жилой дом. Администрации г. Сургута,
Постановление № 08АП-14033/14 от 29.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
Пришвина, 9. Согласно указанному уведомлению Управление Росреестра по Тюменской области предложило представить на государственную регистрацию договор купли-продажи, заключенный на основании нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия Трофименко Н.Е. представлять интересы Муниципального образования городской округ г.Сургут в Управлении Росреестра по Тюменской области по вопросу государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок 72:23:0101002:86, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Михаила Пришвина, 9, а также нотариальную доверенность, на основании которой заключен договор купли-продажи и Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации от 26.06.2012. Из уведомления также усматривается, что Управление информировало заинтересованных лиц о факте приостановления государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Михаила Пришвина, 9. Управление Росреестра по Тюменской области также сообщило, что государственная регистрация перехода права и права собственности на земельный участок будет возможна одновременно с государственной регистрацией права собственности на незавершенный строительством жилой дом. Не согласившись с принятым
Постановление № 08АП-3931/2016 от 12.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда
настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 215 ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, фактически истцом по делу является муниципальное образование городской округ город Сургут. По запросу суда апелляционной инстанции от Администрации города Сургута в материалы дела поступило Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города, утвержденное распоряжением Мэра города от 03.09.2002 № 2611. В пункте 1.5 Положения предусмотрено, что Департамент является основным органом, уполномоченным от имени муниципального образования осуществлять в полном объеме права собственника в отношении муниципальной собственности. До разграничения государственной собственности на землю Департамент осуществляет в полном объеме права и обязанности муниципального образования в области управления и распоряжения государственными землями (пункт 1.6 Положения). В пункте 2.1 Положения указано, что Департамент создан для
Решение № 77-614(341 от 06.10.2020 Омского областного суда (Омская область)
и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска (подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Устава); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Омска (подпункт 10 пункта 1 статьи 9 Устава); утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами (подпункт 25 пункта 1 статьи 9 Устава). В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Положение о департаменте имущественных отношений), утвержденным Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 года № 452 «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», департамент имущественных отношений является структурным подразделением Администрации города Омска. В соответствии с пунктом 16 Положения о департаменте имущественных отношений основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск. Согласно п. 17 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, основными задачами департамента является осуществление от имени муниципального
Решение № 2-1320/2016 от 19.12.2016 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
размещение торгового павильона ответчик не обращался. В соответствии с п. 1.2 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РА «О реализации <адрес> полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования <адрес>» Департамент, являясь структурным подразделением <адрес>, наделен полномочиями по осуществлению от имени <адрес> вопросов местного значения городского поселения, в том числе по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения. Решением Районной Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений <адрес>. ДИЗО наделен полномочиями по осуществлению от имени <адрес> вопросов местного значения городского поселения, связанных с осуществлением полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования <адрес> в области владения, пользования и распоряжения земельными участками, входящими в состав территории муниципального образования <адрес> и земельными ресурсами, входящими в состав муниципального образования <адрес> (земли, находящиеся в неразграниченной государственной собственности). Согласно действующему законодательству ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено претензионное письмо № с требованием освободить самовольно занятый земельный участок, устранить
Решение № 2-8201/17 от 21.12.2017 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)
жилым помещением (плату за наем). Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2005 № 3-пк установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Согласно расчету задолженности по платежам за наем жилого помещения по адресу: <адрес> за период с 01.02.2016 по 31.07.2017 плата за наем составляет 33 рубля 99 копеек. Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени. Во исполнение указанного распоряжения департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени. Кроме того, исполняет обязанности наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени в части выселения граждан, а также сбора платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда. Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте
Решение № 2-7476/17 от 17.10.2017 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)
помещения по адресу: <адрес>. При этом каких-либо правоустанавливающих документов на спорное жилое помещение – комнату № у ответчика не имеется. Органом местного самоуправления - Администрацией города Тюмени не принималось решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения. Таким образом, Борисов Е.Н. вселился в спорное жилое помещение с нарушением порядка, установленного Жилищным кодексом РФ, - без решения собственника о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма жилого помещения. ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений ФИО4 <адрес>. Во исполнение указанного ФИО3 департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и ФИО3 недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну <адрес>. Кроме того, принимает меры к выселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда. В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом. Представитель истца просила дело рассмотретьт в их отсутствие, ответчик уважительных причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в их