ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3496-р <Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования>
оборот геологической информации, оперативное автоматизированное формирование аналитической и иной информации о недрах Роснедра, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации (недропользователи) обеспечение приема геологической информации и отчетности в электронном виде, формирования государственного баланса полезных ископаемых в электронном виде обеспечение доступности геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр 5. Создание системы "Водные данные" обеспечение предоставления государственной услуги " Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования " заявителю только в электронном виде; обеспечение возможности всем водопользователям производить оплату по договорам водопользования онлайн до 2023 года использование цифровой системы "Водные данные" позволит создать цифровые сервисы для водопользователей, сократить время предоставления государственных услуг, обработки информации о водохозяйственной обстановке для принятия управленческих решений, увеличить количество жителей и территорий, защищенных от негативных и неблагоприятных явлений на водных объектах Росводресурсы, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Письмо Минприроды России от 01.07.2011 N 14-47/9709 "Разъяснения о правомерности требований"
ПИСЬМО от 1 июля 2011 г. N 14-47/9709 РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПРАВОМЕРНОСТИ ТРЕБОВАНИЙ Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России в пределах установленной компетенции рассмотрел обращение с просьбой разъяснить, правомерны ли требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области в части предоставления сведений о водном объекте заявителями в составе заявочного пакета на заключение договора водопользования, и сообщает. Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования , определен пунктами 7 и 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - Правила). В соответствии с данными пунктами Правил предоставление сведений о водном объекте не требуется. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, в силу пункта 14 Правил не допускается. Иного законодательством Российской Федерации не установлено. Одновременно сообщаем, что
Письмо ФАС России от 23.09.2019 N РП/83057/19 "Разъяснение по вопросу направления уведомлений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов"
от 25.02.2016 N 187/16 (далее - Административный регламент), предметом государственного контроля является соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при совершении лицом (группой лиц) сделок, иных действий, в результате которых оно (они) получает право пользования водными объектами (частью или частями таких водных объектов), находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований. Согласно пункту 3 Правил под сделкой понимается предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования ; под иными действиями понимается предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также действия лица (группы лиц) в результате которых оно (они) получает право пользования водным объектом. Таким образом, подконтрольными сделками
Определение № 305-ЭС19-5323 от 14.06.2019 Верховного Суда РФ
(далее – общество) к Московско-Окскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее – управление) о признании незаконными действий по предоставлению части водного объекта «Клязьминское водохранилище» Лобачеву И.А. для организованного отдыха детей посредством заключения договора водопользования без проведения аукциона, по регистрации указанного договора водопользования в государственном водном реестре и отказа в предоставлении водного объекта обществу по основанию пункта 39 «Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования , в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2014 № 225 (далее – Административный регламент) в связи с тем, что право пользования частью водного объекта, указанного в заявлении, предоставлено другому лицу, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Лобачева Игоря Анатольевича, установил: решением Арбитражного суда города
Определение № 11АП-10843/20 от 25.05.2021 Верховного Суда РФ
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь статьями 11, 12, 13, частью 3 статьи 16, статьями 20, 50 Водного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 10, 11, 24 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования , в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2014 № 225, пунктом 4.5 ГОСТа 17.1.5.02-80 «Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», в удовлетворении требований отказал. При этом суд исходил из следующего: при подаче заявления о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в рекреационных целях общество в поданных документах и материалах
Определение № А53-27952/16 от 26.01.2018 Верховного Суда РФ
изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. В силу подпункта 3 пункта 39 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования , в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225 (далее - административный регламент), уполномоченный орган отказывает в предоставлении государственной услуги в случае, если право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что на момент
Определение № А57-33265/2016 от 06.04.2018 Верховного Суда РФ
№ 2115; о возложении на управление обязанности устранить нарушения и рассмотреть заявления общества о предоставлении в пользование частей указанной акватории водного объекта в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 (далее – постановление № 165), приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2014 № 225 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования , в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования», установил: решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе общество ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса
Решение № А34-5123/15 от 18.01.2016 АС Курганской области
рыболовству для органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на заключение договора водопользования, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008г. №165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (п.3) на основании ч.1 ст. 11 Водного кодекса РФ. Согласно п. 22 Постановления №165 уполномоченный орган рассматривает представленные документы и определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 №338 предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и контроль за их исполнением отнесено к полномочиям Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (п. 13). Статьей 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено в т.ч.: осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору. Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31.12.2009
Постановление № 02АП-11040/16 от 22.02.2017 Второго арбитражного апелляционного суда
иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ). Согласно пункту 7 статьи 10 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 № 120 Министерство, осуществляет полномочия на предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования . Решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2016 по делу № А29-12079/2015 в части устранения нарушений прав и законных интересов АО «ПСЗ», уполномоченным органом исполнительной власти до настоящего времени не исполнено, что свидетельствует об отсутствии вины Общества в пользовании водным объектом без соответствующего договора. В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность наличия события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
Постановление № А29-8114/16 от 02.06.2017 АС Республики Коми
суда Республики Коми от 02.03.2016 по делу № А29-12079/2015 в части устранения нарушений прав и законных интересов АО «ПСЗ», уполномоченным органом исполнительной власти до настоящего времени не исполнено, что свидетельствует об отсутствии вины Общества в пользовании водным объектом без соответствующего договора. Согласно пункту 7 статьи 10 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 № 120 Министерство, осуществляет полномочия на предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования . Министерство природных ресурсов, ОАО «Судоходная компания «Печорское речное пароходство» и АО «ПСЗ» заключили договор от 04.05.2016, в соответствии с которым Обществу перешли все права и обязанности правообладателя по договору на право пользования водным объектом на территории Республики Коми от 22.09.1999 № 00093 Серия СЫК: река Печора (затон Печора), бассейн Баренцева моря. Данный договор в установленном порядке никем не оспорен. Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71
Постановление № А32-11773/2021 от 18.01.2022 АС Северо-Кавказского округа
выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с положением, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250, министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим отдельные полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края. К таким полномочиям отнесено предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования , а также решений о предоставлении водных объектов в пользование. Министерство приняло решение от 21.01.2019 № 23-06.01.00.002-РРСБХ-С-2019-07468/00 о предоставлении водного объекта в пользование обществу. В соответствии с названным решением министерство предоставило обществу участок на реке Тихонькая (АЗО/ЧЕЛБАС/102) в границах муниципального образования Тихорецкий район, Краснодарский край, для использования в целях осуществления сброса сточных вод на 68,7 км от устья реки, координаты места сброса: 45.053'24,87"с.ш. 40.011'47,62"в.д. В подпункте 8 пункта 2.3 решения
Постановление № 18АП-2600/2016 от 04.04.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
по использованию водных объектов и выдаче предписаний в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации указанный регламент не содержит. Статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено в том числе осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору. В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 №338, предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и контроль за их исполнением отнесено к полномочиям Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (п.13). Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31.12.2009 №1150 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору. В соответствии с п. 7 этого регламента региональный государственный контроль
Решение № 2-3364/2015 от 21.01.2016 Кстовского городского суда (Нижегородская область)
исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с ч.1 ст. 9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование определено статьей 11 Водного кодекса РФ. В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Водного Кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования , если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей. Пунктом 2 ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в
Решение № 2-10377/2013 от 12.03.2014 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
заключения договора водопользования на использование акватории водного объекта – <адрес>, что подтверждается письмом № от 05.03.2014, заявлением № от 03.03.2014. Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление и просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме ссылаясь на то, что требованиями ч. 1, 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень целей использования водных объектов, при которых необходимо предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Водопользование это деятельность, связанная с использованием водного объекта, а подводные переходы расположены ниже дна водоемов и согласно требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» все что расположено ниже дна водоемов относится к недрам. Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела и оценив доказательства, суд приходит к следующему: Судом установлено ОАО «Уралтранснефтепродукт» в Уфимском и Благовещенских районах Республики Башкортостан в
Решение № 2-10370/2013 от 12.03.2014 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
заключения договора водопользования на использование акватории водного объекта – <адрес>, что подтверждается письмом № от 04.02.2014, заявлением № от 31.01.2014. Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление и просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме ссылаясь на то, что требованиями ч. 1, 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень целей использования водных объектов, при которых необходимо предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Водопользование это деятельность, связанная с использованиемводного объекта, а подводные переходы расположены ниже дна водоемов и согласно требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»все что расположено ниже дна водоемов относится к недрам. Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела и оценив доказательства суд приходит к следующему: Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ОАО «Уралсибнефтепровод» в Уфимском и Благовещенских районах Республики
Решение № 2-4477/18 от 11.09.2018 Ангарского городского суда (Иркутская область)
письменных пояснений третьих лиц установлено, что ... является водным объектом общего пользования (статья 6 Водного кодекса РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 9, нормами статей 11, 38, 39 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты на основании договоров водопользования и обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.Обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения водными объектами и предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (пункты 1, 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 392/171-пп). Как следует из пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды,
Решение № 2-4935/18 от 25.09.2018 Ангарского городского суда (Иркутская область)
Государственного водного реестра, размещенного в общедоступном доступе в сети Интернет, Теплая речка является водным объектом общего пользования. В соответствии с пунктом 1 статьи 9, статей 11, 38, 39 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты на основании договоров водопользования и обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. Обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения водными объектами и предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (пункты 1, 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 392/171-пп). Как следует из пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды,