ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Мастерские мелкого ремонта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 83-АПА19-19 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ
о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 и с наименованием «Бытовое обслуживание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков. Согласно данному описанию указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Однако такому описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 и с наименованием «Бытовое обслуживание» вид разрешенного использования земельного участка с наименованием «для размещения гаражей и автостоянок» не соответствует. В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект недвижимости, не предусматривает размещение объектов
Апелляционное определение № 18-АПА19-35 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
Такой вид разрешенного использования земельного участка в полной мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строках с кодом 4.6 «Общественное питание» и с кодом 3.3 «Бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), а также для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, до вступления его в силу, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Названными Методическими указаниями определены, в том числе,
Апелляционное определение № 5-АПА19-63 от 02.08.2019 Верховного Суда РФ
технического обслуживания автомобилей». Согласно постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы», действующему на момент утверждения оспариваемого Перечня, и в котором данный вид разрешенного использования земельного участка охватывается кодом 4.9.1.4 «размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса», при этом он исключен из кода 3.3.0. «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)». Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1085, не отвечает условиям статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения. Несмотря на данное обстоятельство, суд справедливо посчитал, что здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1085 могло быть признано в спорный период объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку оно включено в Перечень на 2018
Апелляционное определение № 18-АПА19-17 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
делового и коммерческого назначения», поскольку предусматривает размещение как офисных помещений, так и объекта бытового обслуживания, к которому относится мастерская по ремонту обуви. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором под кодом 3.3 указан вид разрешенного использования земельного участка с наименованием «Бытовое обслуживание» и следующим описанием: «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)». В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 года № 163, действовавшим до 1 января 2017 года, ремонт обуви отнесен к бытовым услугам под кодом 011100. С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р, согласно которому в целях применения
Апелляционное определение № 49-АПА19-19 от 02.08.2019 Верховного Суда РФ
установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования, в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 в редакции от 6 октября 2017 года, код 3.3 которого с наименованием «бытовое обслуживание» предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, содержит следующее описание - «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)», вместе с тем коды 4.9.1 - «объекты придорожного сервиса», 5.1 - «спорт», 3.9«обеспечение научной деятельности» не предусматривают размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в приведенном выше описании вида с кодом 3.3 названного классификатора. Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного здания объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости и на основании сведений, содержащихся в технической документации на спорное
Постановление № А32-15179/20 от 11.05.2022 АС Северо-Кавказского округа
о земельном участке суд первой инстанции отказал правильно, поскольку такие изменения уже внесены, являются актуальными. Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 № 17 п. 19, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В данной территориальной зоне регламентирован основной вид разрешенного использования «бытовое обслуживание» (код классификатора 3.3), им предусмотрено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Фактически права публично-правового образования восстановлены. Доводы администрации о том, что принятый по делу судебный акт противоречит фактическим обстоятельствам, ставит под сомнение законность требований администрации, носит предположительный характер с учетом выводов суда апелляционной инстанции по существу спора. Довод ФИО2 о том, что судом первой инстанции необоснованно не поддержаны выводы суда кассационной инстанции о праве правообладателя земельного участка на изменение вида разрешенного использования в условиях приостановления действия
Постановление № А65-30367/20 от 10.02.2022 АС Поволжского округа
данным муниципального земельного контроля, проведенного МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (письмо от 04.12.2020 № 167370-Инф), установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 16:50:220754:33, расположенном по адресу: г. Казань, Авиастроительный район, ул. Петра Баранова, д. 27, площадью 1056 кв. м, с видом разрешенного использования: объекты бытового обслуживания в отдельно стоящем здании (3.3 ? бытовое обслуживание: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, парикмахерские, прачечные) расположено здание магазина «Пятерочка». В обоснование заявленного иска, истец указал, что при проектировании указанного объекта капитального строительства для его эксплуатации рассчитывались количество парковочных мест в соответствии с нормативами местного проектирования мест временного и постоянного хранения автомобилей (машино-мест) на территории г. Казани; проектная документация на строительство предусматривает обустройство 5 машино-мест, указанная информация отражена в разрешении на строительство. Таким образом, при согласовании проекта застройщиком соблюдались нормы в части обеспечения спорного объекта
Постановление № 13АП-17019/2015 от 10.09.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
перечень видов разрешенного использования для зоны ТЗЖ2, в который входит, в том числе, размещение объектов бытового обслуживания (включая бани). Отклоняя данный довод, судебная коллегия обращает внимание, что Приказом №540 Министерства экономического развития Российской Федерации 01 сентября 2014 года утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В названном Классификаторе в качестве самостоятельного вида разрешенного использования выделено "бытовое обслуживание", под которым понимается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, похоронные бюро). Обслуживание автотранспорта в данную категорию не включено, выделено в Классификаторе в отдельную группу (пункт 4.9) и отграничено от бытовых услуг. Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. Иных убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. Неправильного применения судом
Постановление № 13АП-1956/2022 от 30.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
которые могут на основании ст. 39.16 ЗК РФ исключить возможность предоставления Заявителю земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:13. В обоснование заявленного ходатайства заявитель указал, что направил в адрес Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга заявление от 29.04.2021 №01 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 78:12:0633101:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, участок 7 (южнее пересечения с Зольной улицей), для размещения объекта капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронное бюро). Отказ в предоставлении земельного участка без проведения торгов согласно Распоряжению №615-р был получен заявителем с нарушением сроков только 07.10.2021. Заявитель полагает, что ответчиком могут быть предприняты действия по предоставлению участка третьим лицам. В этом случае исполнение судебного акта будет затруднительно, либо практически невозможно и исключит возможность восстановления нарушенного права заявителя. Определением от 20.12.2021 заявление удовлетворено. Не согласившись с определением, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (далее –
Постановление № Ф03-1970/2021 от 21.05.2021 АС Приморского края
№ 28-Ю-23358. С учетом изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (распоряжение от 28.03.2018 № 14), земельный участок с кадастровым номером 25:28:050041:126 отнесен к территориальной зоне ОД-2, зона делового, общественного и коммерческого назначения. Одним из основных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне ОД-2, является бытовое обслуживание – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки). Обстоятельства того, что спорный объект по своему функциональному назначению соответствует как бытовое обслуживание непосредственно отражено в заключении эксперта от 30.03.2020 № 089-С/2020, выполненном с учетом проектной документации на объект «Корректировка проектной документации по объекту «Административное здание, расположенное по ул. Енисейская, 23 в г. Владивостоке», в которой предусмотрено размещение в здании офисов, выставочных павильонов и бытовых помещений. Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку
Решение № 3А-29/2022 от 06.06.2022 Курского областного суда (Курская область)
Курской области или государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Постановление № 691-па). В приложении к Постановлению № 691-па установлено значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска (Кви), для определения размера арендной платы земельных участков с видом разрешенного использования «Бытовое обслуживание (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)» равным 0,0473. Постановление Администрации Курской области № 691-па опубликовано 28.08.2018 на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 31.08.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 04.09.2018 в печатном издании «Курская правда» № 106, (опубликован без приложения). В настоящее время указанное Постановление действует в редакции изменений, внесенных постановлениями Администрации Курской области от 30.10.2018 № 860-па, от 08.07.2021 № 704-па, от 29.03.2022 № 314-па и решением
Решение № 3А-158/17 от 26.12.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Код 6.6 – строительная промышленность (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства; строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции); Код 3.3 – бытовое обслуживание (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)), площадью *** кв.м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир одноэтажное здание проходного пункта, (адрес), №. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 20 апреля 2017 г. определена в размере 66 045 434,40 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка является завышенной. Согласно представленному отчету рыночная стоимость участка составляет 7 079 000 рублей. Административный истец просит установить
Решение № 2А-7063/2021 от 11.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения, в котором просят признать незаконным приостановление государственного кадастрового учета № № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.». Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)
Решение № 2А-3257/2021 от 26.11.2021 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)
Ставропольского края о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условной разрешенный вид использования, возложении обязанности по внесению изменений в выписку Правил землепользования согласно классификатору, УСТАНОВИЛ: ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным постановления №2090 от 06 июля 2021 года, возложении обязанности внести изменения в выписку Правил землепользования согласно классификатору с «Ремонт бытовой техники, парикмахерские, пошивочные ателье, иные объекты обслуживания» на « Мастерские мелкого ремонта , ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро». В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:25:091131:1161, находящегося по адресу: <адрес>. Согласно выписке ПЗЗ от 07.08.2020 №02-03/7968 земельный участок с кадастровым номером №, находящегося по адресу <адрес> отнесен к территории зоне «Ж-3», где указаны основные виды разрешенного использования, один из которых является ремонт бытовой техники, парикмахерские, пошивочные ателье, иные объекты обслуживания. Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных