ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Устав муниципального образования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 2-8/03 от 20.05.2003 Верховного Суда РФ
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действующего в настоящее время. Из материалов дела усматривается, что Кашин А.Ю. был избран на должность председателя администрации ( мэра) г.Кызыла в апреле 1998 г. сроком на четыре года в соответствии с действовавшим Законом РТ от 5 октября 1997 г. № 870 «О выборах председателей местных администраций» и приступил к своим обязанностям 10 апреля 1998 г. Устав муниципального образования «Город Кызыл Республики Тыва», установивший срок, на который избирается мэр города, пять лет, зарегистрирован 19 апреля 2002 г. При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными нормами федерального законодательства, судом правильно сделан вывод о необоснованности требований Кашина А.Ю. о признании названного Указа незаконным. Доводы Кашина А.Ю. о том, что Закон РТ от 5 октября 1997 г. № 870 «О выборах председателей местных администраций» признан решением Верховного суда РТ от 17 апреля 2001 г. незаконным
Апелляционное определение № 127-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
Фадеева О.Ф. на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: решением Евпаторийского городского Совета Республики Крым от 7 ноября 2014 года № 1-4/14, официально опубликованным 3 декабря 2014 года в газете «Евпаторийская здравница» № 124, принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее - Устав). Пунктами 39 и 40 статьи 51 Устава, определяющей полномочия администрации г. Евпатория, принятие решений по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, внесение предложений совету с целью реализации данных полномочий, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и
Апелляционное определение № 67-АПА19-6 от 26.07.2019 Верховного Суда РФ
же время признание судом первой инстанции соответствующей законодательству, имеющему большую юридическую силу, части 3 статьи 53 Устава города Новосибирска нельзя признать обоснованным. Данный вывод суда сделан без учета того, что в силу пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 10 части 1, частей 3-6 статьи 44, части 1 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования осуществляется путем принятия представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального правового акта, правом на внесение которого наделены субъекты правотворческой инициативы: депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, иные выборные органы местного самоуправления, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы, установленные статьей 50 Устава города Новосибирска, в частности постоянные комиссии и иные постоянные органы Совета депутатов города Новосибирска, контрольно-счетная палата города Новосибирска, Новосибирская городская муниципальная
Апелляционное определение № 38-АПА19-16 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4). В силу требований части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования , правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. При этом, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, определяя в силу пункта 5 части 1 статьи 44
Определение № А12-28002/20 от 03.08.2021 Верховного Суда РФ
№ 1» (далее – казенное предприятие) в пользу общества взыскано 249 223 руб. 70 коп. основного долга. Ссылаясь на неисполнение должником решения суда, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании указанной задолженности в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования городской округ «Город–герой Волгоград» в лице департамента городского хозяйства. Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А12-5337/2015, Устав муниципального образования – городского округа «Город-герой Волгоград», Положение о департаменте городского хозяйства, руководствуясь статьями 56, 63, 113, 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», установив отсутствие у казенного предприятия (должник) имущества, на которое может быть обращено взыскание, отклонив заявление ответчика о применении срока исковой давности, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для применения субсидиарной ответственности, возложив ее на муниципальное образование –
Постановление № 12АП-2018/2014 от 24.03.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
004032459 от 18.11.2013. 23.10.2013 от ООО «Средневолжские ресурсы» поступило заявление о замене в порядке правопреемства должников по делу № А57-14325/12 с Администрации Муниципального образования город Ртищево (ОГРН 1066446000125) на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области, (ОГРН 1026401896355), с Муниципального образования город Ртищево на Ртищевский муниципальный район Саратовской области. Заявление мотивировано тем, что решением Совета муниципального образования г. Ртищево второго созыва от 05 марта 2013 года № 56-326 внесены изменения в Устав муниципального образования г. Ртищево, согласно которым после истечения срока полномочий Совета муниципального образования г. Ртищево в структуре органов местного самоуправления поселения наличие местной администрации не предусмотрено (статья 16 устава). Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Ртищево возлагается на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области (пункт 1 статьи 31 устава). Решением Совета муниципального образования г. Ртищево третьего созыва от 03 октября 2013 г. № 1-5 администрация муниципального образования г. Ртищево ликвидирована. Согласно выписке из Единого
Постановление № А12-32516/20 от 12.10.2023 АС Поволжского округа
в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 2 той же статьи). В силу части 7 статьи 34 Закона № 131-ФЗ изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе, как путем внесения изменений в устав муниципального образования . Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе
Постановление № 12АП-2012/2014 от 03.04.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. В силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования . Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Решение № А16-872/09 от 09.09.2009 АС Еврейской автономной области
и исполнительно- распорядительным органами муниципального образования не выполнены по причине бездействия. Это бездействие противоречит статье 41 Федерального закона № 131-ФЗ, что нарушает права и законные интересы КФХ Ларик А.Н. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ и признано законным быть не может. Представитель администрации Бирофельдского сельского поселения в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признала, пояснив, что 22.05.2005 состоялись выборы депутатов Собрания депутатов первого созыва муниципальных образований. Устав муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» принят представительным органом 19.08.2005, зарегистрирован аппаратом губернатора ЕАО и потом, в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), прошел регистрацию в органах Министерства юстиции Российской Федерации. Администрация Бирофельдского сельского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица 13.12.2005, решение о государственной регистрации представительного органа также на настоящий момент уже принято. Просила отказать в удовлетворении требований. Представитель Управления Министерства юстиции
Решение № А10-2093/14 от 11.06.2014 АС Республики Бурятия
18.12.2005 № 9. По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации создания юридического лица – Совета депутатов. Основанием для отказано послужило отсутствие решения о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. При принятии соответствующего решения, регистрирующим органом не учтены положения статьи 41 Закона об органах местного самоуправления, согласно которой основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. Данные требования заявителем были соблюдены. Однако, в приеме решения о создании Совета депутатов от 18.12.2005 было отказано. В телефонном разговоре было разъяснено, что Совет депутатов, созданный решением от 18.12.2005, исключен в 2009 году, в связи с чем, необходимо представление нового решения о создании Совета депутатов. Однако, исполнить соответствующее требование регистрирующего органа не представляется возможным, поскольку решение от 18.12.2005 № 9 не
Решение № 3А-17/2017 от 12.05.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)
городе Архангельске 12 мая 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Сухаревой Е.П. об оспаривании подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области (в редакции решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98), у с т а н о в и л: 28 сентября 2015 года муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» принято решение № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское», в соответствии с которым пункт 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское», определяющий вопросы ведения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, по которым принимаются решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, дополнен подпунктом 6 следующего содержания: избрание главы Тавреньгского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы Тавреньгского сельского поселения, возглавляющего администрацию Тавреньгского сельского поселения. Сухарева Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта
Решение № 3А-46/19 от 25.07.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Дело N 3а-46/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Смоленск 25 июля 2019 г. Смоленский областной суд в составе: судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л., при секретаре Семакове В.А., с участием прокурора Юрченковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каравашкина Олега Алексеевича о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 г. № 521 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и в решение Десногорского городского Совета от 18.02.2019 № 500 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области», установил: решением Десногорского городского Совета от 24 июня 2005 г. № 154 принят Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее – Устав), зарегистрированный в Департаменте Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы 27 июня 2005 г. № 22/1-У, в ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному
Решение № 3А-305/2023 от 12.12.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
Верховный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хавчаева Х.А., при секретаре судебного заседания Муртузалиеве Р.И., с участием прокурора Дибирова Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наметуллаева П.Н. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил: решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Республики Дагестан (далее – Собрание депутатов) от 01.02.2016 г. № 24-1, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан <дата>. № принят Устав муниципального образования «город Дербент» Республики Дагестан (далее также – Устав). Решением Собрания депутатов от 18.04.2023 г. № 40-2 «О внесении изменения в Устав муниципального образования «город Дербент» в Устав внесены следующие изменения: часть 1 статьи 23 изложена в следующей редакции: «Представительный орган местного самоуправления городского округа – Собрание депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе
Решение № 2А-208/2021 от 28.04.2021 Щигровского районного суда (Курская область)
области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н., при секретаре судебного заседания Пономаренко Ю.Ю. с участием административного истца Щигровского межрайонного прокурора Курской области в лице старшего помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Зайцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к главе Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов, У С Т А Н О В И Л: Щигровский межрайонный прокурор Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к главе Администрации Вышнеольховатского сельсовета Щигровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести Устав муниципального образования «Вышнеольховатский сельсовет» Щигровского района Курской области в соответствие с требованиями федеральных законов. В
Решение № 3А-87/2024 от 07.02.2024 Владимирского областного суда (Владимирская область)
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., административного истца Малаховского С.П., представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Собинки Собинского района Владимирской области по доверенности Макшанцевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малаховского Семена Павловича о признании не действующим со дня его принятия пункта 3 решения Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» в той части, в которой он предполагает вступление в силу изменений и дополнений, внесенных в Устав муниципального образования город Собинка данным нормативным правовым актом, предусматривающих изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления ранее окончания срока полномочий Совета народных депутатов, принявшего данное решение и ранее окончания срока полномочий избранного главы города Собинки на досрочных муниципальных выборах, проведенных