ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аренда государственного имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 19АП-990/2016 от 08.07.2016 Верховного Суда РФ
79013_825567 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 310-ЭС16-10235 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 08 июля 2016 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, рассмотрев ходатайство индивидуального предпринимателя Шишикина Александра Никитовича (г.Орел) о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Орловской области от 14.01.2016 по делу № А48-4235/2015 по иску Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно- клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям имени З.И.Круглой» (далее – учреждение) к индивидуальному предпринимателю Шишикину Александру Никитовичу (далее – предприниматель) о расторжении договора аренды государственного имущества Орловской области от 20.05.2011 № 11 части нежилого помещения № 50, площадью 5,4 кв. м, по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 4, этаж-подвал, и об обязании освободить занимаемое нежилое помещение № 51, площадью 6,2 кв. м, адрес объекта: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 4, литер А1, этаж-подвал, а также по встречному иску предпринимателя к учреждению, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области об обязании заключить соглашение об изменении договора аренды от
Определение № 11АП-16531/2015 от 03.08.2016 Верховного Суда РФ
жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, оспариваемым решением антимонопольного органа действия ГАУК «Казгосцирк» (арендодатель) по передаче ООО «Пентакль» (арендатор) в аренду государственного имущества на основании ранее заключенного договора аренды без проведения торгов, признаны нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия арендодателя привели к незаконному ограничению конкуренции. Между ГАУК «Казгосцирк» и ООО «Пентакль» был заключен договор аренды государственного имущества от 01.02.2012 № 014-2331. По истечении срока указанного договора, сторонами подписаны дополнительные соглашения о его продлении. Суды установили, что размер арендной платы на период действия договоров установлен по результатам оценки рыночной стоимости, определенной в отчете от 09.09.2014 № 301. Признавая незаконными оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из установленных обстоятельств и, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, пришли к выводу о
Определение № А84-1618/2021 от 31.05.2022 Верховного Суда РФ
в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 425, 606, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), Законом города Севастополя от 30.12.2014 № 104-ЗС «Об аренде государственного имущества города Севастополя», установив, что предпринимателем уже было реализовано предусмотренное частью 4.1 статьи 53 Закона № 135-ФЗ право на перезаключение без торгов заключенного в 2011 году договора аренды нежилого помещения, пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя преимущественного права на заключение договора аренды спорного нежилого помещения на новый срок без торгов. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения арбитражных судов и получили правовую оценку, не
Определение № 305-ЭС23-15235 от 04.09.2023 Верховного Суда РФ
В указанных помещениях расположены инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здание оборудование. Исходя из положений статей 244, 301, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее -Гражданский кодекс) истец не вправе был истребовать общее имущество собственников здания без привлечения в дело ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и наличия соглашения участников совместной собственности, а также не вправе требовать возместить стоимость неосновательного обогащения, не являясь единственным собственником указанного имущества. Согласно пункту 1.1 договора аренды государственного имущества , закрепленного за организацией на праве оперативного управления от 13.03.2018 № 005/2018, заключенного между Полномочным Представительством Республики Бурятия при Президенте Российской Федерации (арендодатель) и ООО «Самурай» (арендатор) в аренду была передана часть спорного имущества -помещение № 4 (моечная) площадью 10,8 кв.м для организации питания работников и посетителей. Однако, передача в аренду одного помещения № 4 (моечной) площадью 10,8 кв.м без передачи помещений кухни, залов обеденных, санузлов и прочих помещений общей площадью 201,9 кв.м
Определение № 11АП-17840/19 от 18.05.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением антимонопольного органа действия учреждения (организатора торгов) признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Антимонопольным органом установлено, что учреждением размещено извещение о проведении торгов повторно по лоту № 2 «Размещение торгового автомата по продаже снековой продукции», в то время как обществу – победителю первоначальных торгов, было направлено соглашение о расторжении договора аренды государственного имущества . Письмом министерства учреждению отказано во внесении договора аренды, заключенного по результатам первоначальных торгов, в реестр договоров министерства в связи с нарушением учреждением подпункта 2 пункта 3 Распоряжения министерства от 25.09.2018 № 3154-р «О согласовании проведения торгов на право заключения договора аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления» (далее – распоряжение), ввиду непроведения торгов на электронной площадке sale.zakazrf.ru. Удовлетворяя заявленное требование и признавая решение антимонопольного органа незаконным, суды учли, что министерство при
Постановление № 20АП-1015/10 от 24.03.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене. Пояснило, что ОАО «Смоленскоблгражданстрой» (ранее – АООТ «Смоленскоблгражданстрой», арендное предприятие «Смоленскоблгражданстрой», объединение (трест) «Смоленскоблгражданстрой») создано в процессе приватизации членами трудового коллектива. Обратило внимание на положения пунктов 10, 11 Указа Президента Российской Федерации № 1230 от 14.10.1992 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду». Указало, что довод заявителя апелляционной жалобы о том, что такой способ приватизации, как аренда государственного имущества с правом выкупа, исключает возможность применения положений части 16 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», необоснован, поскольку данная норма не ограничивает реализацию первоочередного права в зависимости от способа приватизации, в результате которого образуется акционерное общество. Считает, что спорное имущество незаконно не вошло в состав имущества, подлежащего приватизации и определению в акте оценки, предмете договора аренды с правом выкупа. ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» направило в суд апелляционной инстанции
Постановление № 21АП-1795/2016 от 19.10.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
№ 07-р был утвержден «Реестр причальных сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их новая нумерация» (далее-Реестр). Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 26.12.2011 № 1341-р "О внесении изменений в распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 № 07-р и от 14.08.2008 № 632-р" в Реестр были внесены изменения. Согласно пункту 213 Реестра значится: причал-база № 203, местонахождение – бухта Круглая; балансодержатель, пользователь причального сооружения – ООО «Валигер»; правовая основа для пользования – аренда государственного имущества Украины; назначение – база-стоянка маломерных суден; техническое состояние – удовлетворительное, требует ремонта. Содержанием данного реестра также подтверждено что причал № 203 входил в государственное имущество Украины. Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что Правительство Севастополя неправомочно распоряжаться спорным объектом. Судебная коллегия считает, обоснованным вывод суда первой инстанции, что в данном случае усматривается именно спор о праве в отношении спорного недвижимого имущества между городом федерального значения Севастополем и ООО «Валигер», который не может
Постановление № 04АП-5591/16 от 11.01.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
исполнителем услуг ежемесячно определяется в отдельных расчетах платежей заказчика, направляемых ему исполнителем (пункт 2.2. договора). По договору о возмещении коммунально-эксплуатационных и иных расходов № 38.20-242 от 11.01.2010 ответчиком были произведены оплаты коммунальных платежей за период с 01.03.2013 по 31.12.2015 в размере 135 146 руб. Истец, полагая, что сделка по возмещению коммунально-эксплуатационных и иных расходов фактически является договором аренды государственного имущества, на совершение которой отсутствует согласие собственника на заключение подобного рода договоров, кроме того, аренда государственного имущества возможна только по результатам торгов, обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование спорным имуществом и процентов за пользование спорным имуществом. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался пунктом 2 статьи 170, статьями 166, 168, 170, 295, 395, 422, 431, 650, 1103, 1104, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), разъяснениями, изложенными
Решение № А58-356/12 от 01.06.2012 АС Республики Саха (Якутия)
рублей по договору от 28.10.2006 № 06-428; на 27 539 481, 92 рубля по договору от 18.12.2007 № 07-517; - письмом от 28.04.2009 № 104/2634 ОАО АК «Якутскэнерго» произвело зачет в порядке статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации на 77 064 293, 86 рублей в счет кредиторской задолженности ОАО АК «Якутскэнерго» перед ГУП ЖКХ РС(Я) по договорам от 01.03.2007 № 01-ТЭР (поставка) в сумме 952 619, 84 рубля, от 28.11.2006 № 06-428 ( аренда государственного имущества ) в сумме 28 431 104, 73 рубля, от 18.12.2007 № 07-517 (аренда государственного имущества) в сумме 47 618 856, 81 рубля, по с/ф от 11.04.2006 № б/н/452/119/110 (купля-продажа) в сумме 10 872, 85 рублей, от 25.10.2007 № 2097 в сумме 50 839, 63 рубля. - остаток задолженности в размере 10 188 062, 18 рублей был зачтен ГУП «ЖКХ» письмом от 09.08.2010 № 3096/1-41 в счет погашения задолженности за потребленные энергоресурсы, в том
Решение № А69-4205/15 от 23.03.2016 АС Республики Тыва
1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.06.2015 г. № 5-1563, постановления Правительства Республики Тыва от 15.07.2015 г. №334 «О передаче государственного имущества Республики Тыва в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (Арендатор) заключен договор № 349 от 16.07.2015 г., предметом которого является аренда государственного имущества , относящегося к казне Республики Тыва, в количестве 36 объектов недвижимого имущества, общей площадью 6032,9 кв.м., с балансовой стоимостью 53778569 руб. (далее объекты аренды), для использования по назначению в целях обеспечения жизнедеятельности населения г. Кызыла, приравненного к районам Крайнего Севера. В соответствии с пунктом 1.2. договора передача объектов оформляется актом приема-передачи (с указанием на фактическое состояние Объектов аренды), который составляется и подписывается сторонами в двух экземплярах. Размер арендной платы определяется в приложении №
Решение № 2-503/2021 от 17.08.2021 Солецкого районного суда (Новгородская область)
прекращении в случае смерти гражданина - индивидуального предпринимателя - арендатора (пункт 31), то есть предусматривает ограничение в части перехода прав по данному договору к наследникам арендатора в случае смерти последнего. Поскольку статус индивидуального предпринимателя неразрывно связан с личностью гражданина и отнесен к личным неимущественным правам гражданина, которые в силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследованию не подлежат, обязательство прекращается смертью арендатора. Таким образом, в случае, если арендатор обладал статусом индивидуального предпринимателя, право аренда государственного имущества не входит в состав наследства и не может быть передано наследникам арендатора. Кроме того, порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества определен статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение любых таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных данной статьей
Решение № 2-1365/20 от 18.02.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)
Дело № 2-1365/2020 ...RS0...-... Заочное решение именем Российской Федерации 18 февраля 2020 года г. Набережные Челны РТ Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Молчановой Н.В., при секретаре Фарсыевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экономики Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Энергострой» и ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды государственного имущества , установил: Министерство экономики Республики Татарстан (далее - истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Энергострой» и ФИО1(далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды государственного имущества, указав в обоснование, что ... между государственным бюджетным учреждением «Бизнес-инкубатор ...» и обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Энергострой» заключены договоры №..., ... аренды государственного имущества. В соответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ...
Решение № 21-654-2017 от 16.11.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
выездной проверки использования государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, предоставленного на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, по адресу: <адрес>, выявлено, что нежилые помещения №,№,№ на втором этаже производственного здания литера <данные изъяты> общей площадью 143,5 кв.м используются ООО <данные изъяты> для оказания услуг населению. На запрос о представлении документов, на основании которых используется площадь указанных помещений, представлен договор на сдачу в аренду государственного имущества , являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения, от 09.08.2016 № В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Письмом от 03.08.2016 № Минюст Чувашии согласовал заключение
Постановление № 1-340/20 от 04.06.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
ее полномочий и повлекших в последующем существенное нарушение охраняемых законом интересов учреждения и государства. 04.12.2018г., точное время не установлено, Кузьмина И.Р. занимая должность руководителя ГБУ «Центр культурного наследия», во исполнение вышеуказанных незаконных действий, находясь в здании ГБУ «Центр культурного наследия», по адресу: ..., заключила с ООО «Звезда-Д» в лице директора Погорельцева Л.А. договоры аренды государственного имущества № 014-4328 и № 014-4329, согласно которым ГБУ «Центр культурного наследия» сдает, а ООО «Звезда-Д» принимает в аренду государственное имущество , а именно нежилые помещения №№ 46-51, 51а, 52, 52а, 53, 55, 56, 58, 58а, 59, 59а, 59б, 60, 61, 61а, 63, 64 (часть нежилого помещения № 1000), этаж 3, литер А и нежилые помещения №№ 1, 2, 2а, 2б, 2в, 3, 4, 6, 8 (часть нежилого помещения № 1000), этаж 2, литер А, расположенных по адресу: ... являющихся объектами культурного наследия: «Дом Каретникова, 1888г.». Арендная плата за пользование имуществом было установлено в